Диагностика детских неврозов

Детские неврозы и навязчивости: лечить или перевоспитывать

Если в медицинскую энциклопедию заглянет далекий от врачебного мира человек, статья с заголовком «Невроз» наверняка произведет на него впечатление. Прежде всего своим внушительным объемом и длинным списком явлений, которые (как выясняется) входят в это понятие. Сегодня к неврозам относят целый перечень самых разноплановых проблем: от истерик, страхов, агрессивности и навязчивых действий вроде сосания пальца до заикания, тиков, расстройств сна, аппетита и даже недержания мочи и кала. У таких несхожих на первый взгляд явлений есть общие черты. Все они, во-первых, связаны с нашей психикой и эмоциями, а во-вторых, – обратимы. Невроз, в отличие от более серьезных расстройств, не связан с нарушением восприятия мира или изменениями в сознании, а потому поддается корректировке. Это не столько диагноз, сколько пограничное состояние, сигнал того, что в нервной системе или в душевном состоянии человека появилась трещина. Насколько она глубока и какими методами ее лучше устранить, может решить только специалист. А перед ним сразу же встает главная проблема – отличить норму от патологии. Другими словами, понять, что именно нужно ребенку: лекарства, помощь психолога или просто любовь и внимание родителей.

Разобраться с этим вопросом должен врач – педиатр, невролог или детский психотерапевт, но никак не сами родители, бабушки и друзья семьи. Если что-то в состоянии ребенка вас беспокоит, визит в поликлинику однозначно не будет лишним. Специалист оценит справедливость ваших опасений и разберется, не вызваны ли проблемы естественными процессами роста. Ведь в том и состоит главная особенность всех детских болезней, что малыши, в отличие от взрослых, растут. Их нервная система тоже постепенно совершенствуется, и, как только «фундамент» становится более устойчивым, «трещины на фасаде» тоже перестают углубляться, постепенно делаясь незаметными. Многие невротические расстройства также со временем проходят у малышей сами собой, а некоторые и вовсе возникают из-за слишком активного роста. Так, например, тики и навязчивые движения (сосание пальца, наматывание волос на палец, почесывания, покачивания туловищем, гримасничанье и т. п.), которые иногда встречаются у детей 4–7 лет, связаны с особенностями созревания нервной системы. Они, как правило, прекращаются, как только дисбаланс между потребностями и возможностями организма устраняется.

В то же время есть ряд невротических расстройств, при которых ребенку обязательно требуется не только консультация врача, но и тщательное обследование . Сюда относится недержание мочи и кала (они могут быть связаны с патологией внутренних органов), нарушения сна (иногда вызываются мозговой дисфункцией) и аппетита (необходимо исключить проблемы пищеварительной или эндокринной систем), а также любые ситуации, сопровождающиеся болями.

Тем не менее даже для врачей ответ на вопрос, все ли в порядке с ребенком, может быть далеко не простым. Где та грань, что отделяет естественный для любого малыша страх темноты от навязчивой фобии? А детские капризы с надрывным плачем и криками – от неврастении? Универсального для всех детей алгоритма диагностики просто не существует. Порой, чтобы разобраться в ситуации, врачу или психологу приходится проводить целое расследование с долгими беседами, тестами, анализами. Родителям же, не рискуя заниматься самодиагностикой, необходимо прежде всего знать, в каких случаях пора насторожиться и обратиться за квалифицированной помощью.

Главные критерии психоэмоциональных проблем – стереотипность и непреодолимость. Это может быть один и тот же упорный страх (например, малыш боится только канализационных люков и ничего больше, но эта боязнь каждый день мешает ему выйти из подъезда) или одно и то же навязчивое движение (например, неодолимая тяга к сосанию со сменой «объекта» не исчезает, а только трансформируется: вместо соски ребенок начинает сосать палец, носовой платок, прядь волос и т. п.). При этом на малыша с неврологическим расстройством крайне трудно воздействовать словом: уговоры, убеждения, наказания не только не оказывают влияния, но усугубляют проблему еще больше. И наоборот: если карапуз в истерике бьется головой об пол перед мамой и бабушкой, но почему-то никогда не устраивает таких представлений в присутствии папы, значит, он вполне способен себя контролировать и перед нами явно поведенческая проблема.

Патологические нарушения не просто «портят имидж» ребенка и раздражают родителей. Как любая болезнь, они тем и отличаются от нормального состояния, что мешают нормальной жизнедеятельности. Если боязнь темноты позволяет ребенку в конце концов уснуть (пусть и похныкав) и его можно успокоить, оставив зажженный ночник, – это естественная и знакомая большинству из нас ситуация. Когда же кроха каждый вечер с рыданиями отказывается ложиться в постель, потому что под кроватью живет кто-то страшный, а из темного окна вылезают чудища – ему нужна помощь. И следующий вопрос: какой она должна быть?

Есть бородатая шутка: «В нашей больнице от чего лечим, от того и умирают». Практически любое состояние может быть расценено как симптом болезни и подведено под тот или иной медицинский термин. К сожалению, порой родители приходят к врачу именно с таким неосознанным желанием: услышать диагноз и получить рецепт, а не добившись ни того ни другого, испытывают разочарование. При неврозе рассчитывать на длинный список назначений не стоит, скорее наоборот: ведь его даже не лечат, а корректируют. В борьбе с большинством невротических расстройств главная роль отводится не таблеткам (хотя ребенку могут назначить и витамины, и аминокислоты, и успокоительные препараты), а другим средствам: воспитательным, педагогическим, психотерапевтическим.

Причина большинства неврозов – травмирующий опыт, полученный ребенком . А потому главная задача лечения – найти и устранить его. Причем долговременный негативный эффект могут оказывать не только масштабные события, меняющие жизнь ребенка (вроде поступления в детский сад, переезда или развода родителей).

Эмоциональное состояние малыша – отражение того, что происходит в семье. Тревоги, страхи, напряжение родителей гарантированно передаются ребенку. Травмирующим фактором для ребенка может быть и сама обстановка в семье, причем не обязательно с бурными скандалами – достаточно холодного и скрыто недоброжелательного отношения друг к другу.

Травмирующим может оказаться совершеннейший пустяк (с позиции взрослых): облаяла собака, проехались в душном переполненном автобусе, мама отругала за испачканное платьице. Вот почему в поисках источника проблемы нельзя отмахиваться даже от детских выдумок и капризов. Родителям с высоты своих лет и разума очень сложно представить, как то или иное событие может повлиять на маленького ребенка. Где тонко, там и рвется: один и тот же факт на малыша с «устойчивой» нервной системой не произведет никакого впечатления, эмоционального и легковозбудимого кроху может надолго лишить сна и покоя, а у ребенка с уязвимой мочевыделительной системой приведет к энурезу.

Помощь в коррекции неврозов оказывают детские психологи, психотерапевты и неврологи, но главная работа ложится на плечи родителей. Если травмирующее событие случилось в прошлом, нужно помочь ребенку справиться с его последствиями – например, поэтапно преодолеть страх с помощью бесед, игро- и сказкотерапии. Если же малыша «подтачивает» нездоровая жизненная ситуация, придется вносить коррективы в уклад всей семьи. Банальное изменение режима дня порой может оказать более заметный эффект, чем любые таблетки. Важно лишь разобраться, что нужно ребенку: кому-то требуется больше маминого внимания, кому-то – поменьше утомительных кружков и секций, кому-то – смена обстановки и переезд за город. Понять потребности маленького человечка лучше любящих родителей не сможет ни один доктор. Но только, чтобы увидеть мир глазами своего ребенка, им нужно для начала присесть на корточки.

Неврозы у детей и подростков.
Диагностика, профилактика и психокоррекция.

Программа рассчитана на психологов-консультантов, психотерапевтов, дошкольных и школьных психологов, а также социальных педагогов, дефектологов, логопедов, врачей-педиатров.

  • систематизировать имеющиеся знания о неврозах;
  • используя методы дифференциальной диагностики, выявлять наличие нервно-психической патологии у детей и подростков;
  • используя разнообразные психотерапевтические стратегии и методы работы, эффективно корректировать неврозы, устранять их последствия у детей и подростков.
  • Факторы риска возникновения нервно-психической патологии (биологические, психологические и социальные).
  • Влияние темперамента ребенка и особенностей воспитательной практики в семье на возникновение неврозов.
  • Роль стресса в развитии ребенка и его последствия.
  • Психическая травма как определяющий механизм, лежащий в основе возникновения неврозов.
  • Модели неврозов в разных психотерапевтических подходах (психоаналитический, когнитивно-поведенческий, гуманистический, экзистенциальный).
  • Виды неврозов (астенический, депрессивный, истерический, навязчивых состояний, страха).
  • Диагностика наличия невроза и его вида.
  • Построение психотерапевтических гипотез, определение мишеней психотерапевтического воздействия. Выбор интервенций.
Ознакомьтесь так же:  У ребенка 8 лет не проходит насморк

Диагностика детских неврозов

Библиографическая ссылка на статью:
Меркушина Л.С. Методики выявления страхов у детей дошкольного возраста // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12858 (дата обращения: 23.09.2018).

Что такое детские страхи: повод для волнения или просто детские капризы выдумки детей в старании направить на себя внимание взрослых?

Что делать когда ребенок боится? Поначалу он боится незнакомых и посторонних людей, позже рыдает при отсутствии матери, как будто опасается остаться без нее, позже громких звуков и так далее по нарастающей… Как поступить? Как успокаивать? Какими словами разъяснять ребенку, что его страхи необоснованны и беспочвенны?

Страх – эффективное эмоционально заостренное отражение в сознании человека конкретной угрозы его жизни и благополучию.

Происхождение страха двояко:

1) как прямое следствие травматического фактора;

2) как сигнал о возникновении угрозы повторения этого фактора. Страх осуществляет вытеснение и соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.

Выделяются три основных вида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.

В основе большинства страхов в дошкольном возрасте лежит аффективно-заостренное восприятие угрозы для жизни как первое из проявлений инстинкта самосохранения. Боящиеся дети более осторожны и осмотрительны, более эмоциональны и впечатлительны. Полное отсутствие страха – скорее исключение, чем правило и может указывать на пониженную эмоциональность, недостаток чувствительности, ослабление инстинкта самосохранения с расторможенностью влечений и неуправляемой возбудимостью. Причинами страхов могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности.

В детском возрасте страх играет существенную роль в патогенезе и клинической картине неврозов. Для правильной оценки влияния страха на процесс формирования личности и проведения соответствующих психопрофилактических мероприятий, необходимо знать особенности возрастной динамики в условиях нормы. В том числе в период наибольшей чувствительности к страху, ее структуру на различных возрастных этапах формирования личности, и выраженность страха, в зависимости от типа отношений в семье и пола испытуемых.

Как пишет А.И.Захаров в своей книге «Неврозы у детей и психотерапия»: «Среднее число страхов в возрасте от трех до пятнадцати лет достоверно выше у девочек, чем у мальчиков…, что подтверждает данные о преобладающем числе страхов или о большей чувствительности к ним у лиц женского пола. В то же время следует принять во внимание разную направленность страхов у мальчиков и девочек». Кроме того, есть данные о том, что мальчики имеют тенденцию реже выявлять страхи в своих отчетах, что подтверждает большую правдивость девочек в данном случае.

При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создает адаптационные, невротические проблемы и др.» В работе А.И.Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 году были предложены возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам. Из 29 страхов, предложенных в этой таблице, у детей наблюдается обычно от 6 до 12 страхов. У современных городских детей эта норма доходит до 15 страхов. Речь идет о следующих видах страхов:

Детский невроз: специфика болезни и методы ее лечения

В действующей Международной классификации болезней невроз не выделяется как отдельное заболевание и входит в категорию патологий, определенных общей формулировкой «невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». Тем не менее, упраздненный термин по-прежнему продолжает достаточно широко применяться во врачебной (в частности — педиатрической) практике.

Под понятием «невроз» подразумевают обратимые функциональные расстройства психики, спровоцированные воздействием на нее травмирующих факторов. При неврозе клетки головного мозга не претерпевают каких-либо деструктивных изменений, однако имеет место выраженное нарушение их нормальной деятельности. Возникновение у ребенка симптомов невротического расстройства должно послужить для родителей серьезным основанием для обращения за медицинской помощью. В противном случае патология может прогрессировать, существенно ухудшая качество жизни ребенка и негативно отражаясь на его общем самочувствии.

Почему возникают неврозы у детей?

Причины развития неврозов у детей чаще всего кроются в следующих факторах:

  • неблагоприятные социально-бытовые условия, проживание ребенка в «неблагополучной» семье;
  • неправильные методы родительского воспитания — завышенные требования, авторитаризм, гиперопека, практика физических наказаний;
  • изменения привычного образа жизни — начало посещения ребенком детсада или школы, переезд семьи на новое место жительства;
  • конфликты с родителями или со сверстниками;
  • развод родителей, вступление матери или отца в новый брак, появление в семье другого ребенка;
  • ситуация хронического стресса, нервное перенапряжение, сильный испуг;
  • генетическая предрасположенность к невротическим расстройствам.

В ряде случаев неврозы у детей развиваются как следствие сильной интоксикации или заболеваний, сопровождающихся общим ослаблением организма.

Основные группы риска

Вероятность развития невроза у детей может быть обусловлена возрастным и личностным факторами. Так, современной медициной установлено, что заболеванию наиболее всего подвержены:

  • малыши в возрасте 2-7 лет;
  • дети, проявляющие склонность к тревожным состояниям, беспокойствам, страхам;
  • малыши с повышенной эмоциональной восприимчивостью, обостренно реагирующие на различные жизненные ситуации;
  • дети, обладающие лидерскими качествами и имеющие ярко выраженную «я-позицию»;
  • дети-интроверты, сосредоточенные на собственном внутреннем мире и не склонные делиться переживаниями с окружающими.

Детский невроз: симптомы и признаки

Исходя из характерных симптомов проявления, заболевание принято классифицировать на несколько видов: тревожный, депрессивный, астенический и истерический неврозы; невроз навязчивых состояний; невротические тики, заикание, энурез и т. д. В целом, патологическая симптоматика при детских неврозах может быть представлена следующими состояниями:

  • повышенная утомляемость;
  • плаксивость, раздражительность;
  • снижение коммуникабельности, склонность к одиночеству;
  • пугливость, мнительность, появление фобий;
  • изменения мимики, различные проявления нервного тика;
  • расстройства сна, нарушения аппетита;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • онихофагия (навязчивое обкусывание ногтей);
  • заикание; энурез или энкопрез (недержание мочи или кала);
  • истерические припадки;
  • приступы внезапного страха (панические атаки).

При возникновении у ребенка симптомов невротического расстройства родителям следует незамедлительно обратиться за помощью к специалистам. Диагностировать и вылечить детское заболевание поможет посещение невролога, психолога и/или психотерапевта. В ряде случаев диагностико-терапевтические мероприятия предполагают дополнительное привлечение других специалистов — эндокринолога, психиатра, рефлексотерапевта, массажиста и т. д.

Будучи своевременно выявленными, неврозы у детей, в большинстве случаев, достаточно успешно поддаются лечению. Терапия заболевания обычно не требует пребывания ребенка в стационаре и осуществляется амбулаторно и в домашних условиях.

Лечение невроза у детей: что предлагает современная медицина

В зависимости от возраста ребенка и специфики выявленной патологии, лечение невроза у детей может осуществляться в нескольких направлениях:

  • Сеансы групповой/индивидуальной психотерапии при участии родителей, направленные на исследование и коррекцию внутрисемейного психологического климата.
  • Игровая терапия, помогающая ребенку выработать правильное отношение к сложным ситуациям, научиться противостоять стрессовым факторам, побеждать негативные эмоции, справляться со страхами.
  • Арт-терапия (рисование, лепка, занятия аппликацией), позволяющая специалистам получить более полное представление о психологическом портрете ребенка и отслеживать динамику заболевания в процессе лечения.
  • Суггестивная психотерапия — внушение ребенку, находящемуся в состоянии бодрствования (реже — гипноза), определенных психологических установок, способствующих его выздоровлению.
  • Аутогенные тренировки, ориентированные на снятие психического напряжения и нейтрализацию симптомов невротического расстройства.
  • Анималотерапия («лечение животными»), способствующая развитию у ребенка навыков взаимодействия с окружающим миром, избавлению от стресса, улучшению работы детской нервной системы и психики в целом.
  • Медикаментозное лечение невроза у детей применяется в исключительных случаях и выступает лишь в качестве дополнения к психотерапии, которая играет приоритетную роль в борьбе с заболеванием.
Ознакомьтесь так же:  Логопедические песни от заикания

Прогноз лечения детского невроза в немалой степени зависит от усилий самих родителей. Прежде всего, необходимо создать для ребенка условия, предельно исключающие из его жизни любые психотравмирующие факторы. Отдельное внимание следует уделить правильной организации режима дня малыша и обеспечения ему правильного и сбалансированного питания. Повысить эффективность терапевтических мероприятий также помогут дозированная физическая активность и регулярные прогулки на свежем воздухе.

Неврозы в детском возрасте

Неврозы – функциональные расстройства психической деятельности, возникающие под влиянием различных психотравмирующих факторов. Неврозы в детском возрасте встречаются у 15-25% детишек, и чаще им подвержены мальчики школьного возраста. Это обратимая дисфункция нервной системы, при которой клетки головного мозга не подвергаются разрушению.

Детские неврозы формируются не только под воздействием различных психотравмирующих факторов, но и в результате неправильного воспитания. Многие проявления могут остаться у человека на всю жизнь, поэтому огромное значение имеет своевременное обращение к специалистам, которые подберут эффективную реабилитационную программу, позволяющую урегулировать отклонение в поведении малыша и устранить дальнейшее развитие патологического состояния.

Основные причины развития детских неврозов

Невроз – это психогенное заболевание, которое представляет собой ответную реакцию детской личности на психотравмирующую ситуацию. Основные причины развития неврозов у ребенка:

  • эмоционально-психическая травма;
  • перенесенные тяжелые заболевания;
  • наследственная предрасположенность;
  • нездоровая семейная обстановка;
  • постоянные стрессы и эмоциональные перегрузки;
  • неправильное воспитание;
  • тяжелые физические нагрузки с постоянным недосыпанием.

Вследствие формирования нездоровой, психически сложной атмосферы вокруг ребенка возникает противоречие между детской личностью и той действительностью, которая эту личность окружает. Ребенок старается соответствовать ожиданиям окружающих, которые часто несоразмерны с его реальными возможностями. Именно борьба между устремлением к успеху и собственными желаниями, личными симпатиями и навязанными принципами является основой развития такого патологического состояния, как невроз навязчивых состояний.

Неврозы в детском возрасте характеризуются расстройством эмоционального личностного фона, причиной возникновения которого являются различные травмирующие факторы:

  • патология беременности;
  • осложненные роды;
  • постоянные стрессы и психоэмоциональное напряжение, которые испытывала будущая мама.

Все это вызывает формирование у ребенка синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Такие дети тяжело адаптируются в социуме, у них чаще наблюдаются нервные срывы при самом небольшом изменении привычных жизненных стереотипов.

Симптоматика, характерная для неврозов детского возраста

Детские невротические реакции без проведения коррекционных мероприятий со временем приобретают устойчивый характер, переходя в подростковом возрасте в невротические состояния, а по мере взросления – в невротическое развитие личности.

Клинические проявления детских неврозов зависят от природы психотравмирующей ситуации и индивидуальных особенностей личности:

  • для истерического невроза свойственны повышенная внушаемость, патологическая впечатлительность, неустойчивый эмоциональный фон, неумеренный эгоизм, требование признания. Такие дети подвержены аффективно-респираторным приступам, развивающимся на фоне плача, обусловленного гневом или недовольством, которые могут продолжаться длительное время, если рядом есть зрители;
  • при неврастении характерными симптомами являются раздражительность, плаксивость, двигательные беспокойства, нестабильность поведения. Ребенок жалуется на головные боли, утомляемость, нарушение сна. Довольно часто отмечается появление ночных страхов с вегетативными расстройствами;
  • невроз навязчивых состояний развивается у тихих, боязливых, неуверенных в себе, нерешительных и мнительных детей. Один из первоначальных симптоматических проявлений такого состояния – невротический тик.
  • невротическое заикание может проявиться как ответная реакция на какое-либо сильное впечатление или испуг. Заикание ярче проявляется при волнении и может сопровождаться тиками лицевых мышц и неконтролируемыми движениями (притопыванием, щелканьем пальцев и т.д.).

Неврозы в детском возрасте: диагностика и лечение

Крайне важно правильно диагностировать заболевание в самом начале его развития. Диагностические мероприятия включают несколько этапов:

  • психологический анализ поведения малыша, отношений в семье и социуме;
  • проведение ряда определенных тестов на фоне игрового общения;
  • наблюдение за играющим ребенком;
  • проведение рисуночных тестов и анализ уже существующих рисунков;
  • психологическое обследование взрослого окружения малыша (интервью с родителями и взрослыми родственниками);
  • разработка индивидуального комплекса лечебно-коррекционных мероприятий.

Наиболее эффективны в лечении детских неврозов психотерапевтические мероприятия, направленные на улучшение эмоционального фона, отношений в семье и коррекцию системы воспитания. Для максимально успешного результата при необходимости назначают медикаментозное лечение, рефлексо- и физиотерапевтические мероприятия.

Лечение детских неврозов в медицинском центре ОН КЛИНИК

Детские неврозы в медицинском центре «ОН КЛИНИК Бейби» лечатся комплексно: под контролем невролога, педиатра и психотерапевта. Лечение осуществляется амбулаторно и индивидуально, все применяемые методики абсолютно безопасны и результативны. Продуктивный комплексный подход в лечении детских неврозов позволяет нам достигать высоких положительных результатов уже после первых терапевтических сеансов.

Каждый ребенок нуждается в заботе и ласке, что прекрасно понимают врачи Детского медицинского центра «ОН КЛИНИК Бейби». Они делают все возможное, чтобы посещение клиники не только не вызвало у малыша негативных эмоций, а наоборот – оставило самые приятные воспоминания.

Сотрудники Международного медицинского центра ОН КЛИНИК постоянно повышают свою квалификацию стажировками в зарубежных клиниках, поэтому медицинское наблюдение, диагностика и лечение детей в наших клиниках осуществляется в соответствии с высокими международными требованиями и стандартами.

ОН КЛИНИК: тысячи семей доверили нам здоровье своих детей. Присоединяйтесь!

Невроз у ребёнка

Согласно одному из классических определений, невроз, будь то детский или взрослый — это психогенное (возникающее на нервной почве) нервно-психическое расстройство, которое формируется в результате нарушения особо значимых жизненных отношений человека. Проще говоря, невроз развивается тогда, когда человек в силу различных обстоятельств не может найти подходящего выхода из сложного положения, разрешить психологически значимую ситуацию или перенести какую-то трагедию.

Детский невроз — это психогенное заболевание формирующейся личности, которое затрагивает значимые аспекты развивающейся личности, систему её отношений в семье, со сверстниками и другими взрослыми.

Неврозом страдает большое количество людей. По данным ВОЗ, к 2020-му году каждый четвёртый житель планеты будет страдать этим заболеванием.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что невроз — болезнь личности.

Важно знать, что человек заболевает неврозом не вдруг! У этого недуга есть свой период предболезни. Внешние провоцирующие факторы и обстоятельства представляют собой лишь последнюю каплю, пусковой механизм развития невротических нарушений. Невроз вызывается именно длительными тяжёлыми стрессовыми ситуациями, которые срывают психологическую адаптацию и истощают нервную систему.

В детском возрасте в клинической картине невротических реакций появляются аффективные, фобические, псевдосоматические (со стороны внутренних органов) проявления: нестойкие страхи, истощаемость, низкая работоспособность, снижение интереса к учёбе, излишнее беспокойство, неусидчивость. Большое значение приобретает вегетативная лабильность, проявляющаяся в потливости, сердцебиении, повышенной чувствительности к громким звукам, яркому свету, переходу от жары к холоду. Возможны колебания артериального давления, сопровождающиеся головной болью, снижением аппетита и настроения. Сон у таких детей глубокий, но утром они не чувствуют себя отдохнувшими, им все время хочется спать. Проявления неврозов обобщённо могут быть именованы как устойчивая потеря душевного мира. При неврозе человек сохраняет ясную критику, тяготится своим состоянием, но ничего не может с собой поделать.

Факторы, вызывающие невротические расстройства, могут быть подразделены на психические травмы, нарушение системы отношений, дисгармонию семейного воспитания.

Психическая травма — это внешний раздражитель, оказывающий отрицательное воздействие на человека. Невроз может возникнуть непосредственно после тяжёлой психотравмы, но, как говорилось ранее, чаще в связи с длительно продолжающимися психотравмирующими ситуациями.

Хронические травмы, или психотравмирующие ситуации, — это относительно слабые, но длительно действующие и многократно повторяющиеся раздражители. В детском возрасте психотравмирующая ситуация непосредственно вытекает из внутрисемейных отношений. В школьном возрасте — психотравмирующие моменты возникают со сверстниками, педагогами, воспитателями.

Примером может быть такой эпизод, когда родители проводят «воспитательные» беседы с ребёнком ежедневно вечером за обеденным столом. Такие беседы вызывают у ребёнка негативную реакцию, которая разрешается в форме реакции невротической — отказа от еды и контакта с родителями. Особенно тяжело реагирует ребёнок, если его начинают отчитывать в присутствии посторонних взрослых или соучеников.

Неправильное воспитание может быть подразделено на несколько видов: отвергающее, гиперсоциализирущее и эгоцентрическое.

Неправильное воспитание отвергающего типа заключается в отсутствии ласки, любви к ребёнку с рождения или в чрезмерной требовательности и контроле со стороны родителей. Гиперсоциализирующее воспитание формируется на базе тревожной мнительности родителей в отношении здоровья ребёнка и других членов семьи, социального статуса ребёнка среди сверстников и особенно его успехов в учёбе, в чрезмерной озабоченности, будущим ребенка. Эгоцентрическое воспитание характеризуется низким уровнем ответственности ребёнка, когда все родственники стараются выполнять его прихоти. Все это создаёт определённый тип характера, деятельности нервной системы и ответной реакции на сверхсильный раздражитель, которым является психотравма.

Ознакомьтесь так же:  Стрессы заключение

Все же, для невроза исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между стремлениями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности.

Конфликт занимает центральное место в жизни ребёнка, оказывается для него на данном этапе неразрешимым и, затягиваясь, создаёт аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом.

Поиск разрешения конфликта нередко носит драматический характер, поскольку ребёнку необходимо, чтобы другие его поняли и признали. Поэтому дети уходят из дома (пусть родители поволнуются), пишут в своих дневниках, что хотят покончить с собой и т.п. Неврозы выступают как аффективно заострённая проблема утверждения самого себя в коллективе.

Необходимо подчеркнуть, что нервная система ребёнка очень ранима. То, что взрослому кажется естественным: громкий разговор в семье, рассказы о происшествиях, современные фильмы по телевизору, смысл которых не всегда понятен, — вызывает страх у ребёнка. Ночью ему снятся страшные сны, ребёнок вскакивает, кричит, у него может появиться непроизвольное мочеиспускание, за что он получит от родителей очередное наказание.

Классификация невротических конфликтов в соответствии с учётом внутренних личностных механизмов их развития следующая: истерический невроз, обсессивно — психастенический и неврастенический.

Первый тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой или игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих. Требовательность к окружающим превышает требовательность к себе, отсутствует критичность по отношению к своему поведению. В генезе такого типа конфликта имеют значение история развития личности и процесс формирования системы её жизненных отношений, связанных с неправильным воспитанием. Особенности истерического характера рассматриваются Мясищевым в виде первичных, вторичных и третичных личностных образований. При истерическом неврозе на первый план выступают расстройства настроения, капризность, эгоизм, фиксация внимания окружающих на своём болезненном состоянии. В этих случаях подразумевается конфликт между субъективно завышенными желаниями и возможностями их реального удовлетворения. Ребёнок считает себя самым умным, самым красивым, как ему внушили родители, а учительница ставит ему удовлетворительные оценки. Вследствие этого ученик отказывается посещать школу, формируется плохое поведение именно у данного педагога. Иногда возникает истерическая реакция как протест, когда ребёнок чего-то требует, а родители ему отказывают. Конфликтная ситуация разрешается истерической реакцией: ребёнок падает на пол, стучит руками и ногами, кричит, привлекая внимание посторонних для решения своей проблемы.

Конфликт на почве «невозможности признания себя» является основным источником психической травматизации при истерическом неврозе.

Второй (обсессивно-психастенический) тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными внутренними тенденциями и потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Если одна из них доминирует, но продолжает встречать противодействие другой, то создаются благоприятные возможности для резкого усиления нервно-психического напряжения и возникновения невроза навязчивых состояний.

Особое значение здесь придаётся противоречивым требованиям к личности, что способствует формированию чувства собственной неполноценности, противоречивых жизненных отношений и приводит к появлению нереальных установок. Как его ещё называют — Невроз навязчивых состояний — характеризуется навязчивыми страхами, мыслями, действиями, идущими вразрез с желаниями человека. Нередко при этих состояниях наблюдаются постоянные сомнения и колебания в принятии решения, тревожная мнительность. Внутренний конфликт в этом случае можно представить как несовместимость чувств и желаний, эмоциональной и рациональной сторон формирующейся личности.

Конфликт третьего типа (неврастенический) представляет собой противоречие между возможностями личности, с одной стороны, и её стремлениями и завышенными требованиями к себе — с другой. При возникновении данного типа конфликта играют определённую роль высокие требования, предъявляемые темпом и напряжённостью современной жизни. Особенности конфликта этого типа формируются при таком типе воспитания, когда постоянно стимулируется нездоровое стремление к личному успеху без реального учёта сил и возможностей индивида. При неврастении преобладает повышенная психическая утомляемость (астения), отвлекаемость, трудность концентрации внимания, сочетающаяся с раздражительной слабостью (своего рода недержание эмоций и их быстрое истощение), общей вялостью, непереносимостью громких звуков, яркого света, жары и холода. Такие явления наблюдаются у детей, имеющих в анамнезе минимальную мозговую дисфункцию в связи с родовой черепно-мозговой травмой, частыми инфекциями, слабым типом нервной деятельности.

Явления неврастении возникают после перенапряжения нервных процессов, перегрузок, психотравм. При неврастении содержанием внутреннего конфликта часто являются завышенные требования родителей, не соответствующие возможностям формирующейся психики ребёнка: он не может, несмотря на желание папы с мамой, учиться только на «отлично», вести себя хорошо, изучать дополнительно языки и музыку.

Описанные выше неврозы не всегда удаётся разграничить по клинической или психологической картине, что особенно заметно в раннем детском возрасте. Поэтому обобщающими понятиями являются просто термины «неврозы», или «невротические реакции», как наиболее распространённые виды детской нервности.

Итак, вы подозреваете одно из вышеописанных состояний у вашего ребёнка. Что делать? В данном случае вам необходим комплексный подход. Только не стоит стремиться лечить заболевание, которое ещё не диагностировано: сначала отведите ребёнка к психотерапевту или клиническому психологу, который скажет точно, с чем вы и ваш ребёнок имеете дело. Если это все-таки невротическое состояние, то первое, что понадобится — это хорошая психотерапия. Как правило, при работе с детьми терапевт использует всевозможные методы арт-терапии — танец, движение, рисунок, музыку и т.д. Так же, определённые виды физических упражнений для саморегуляии. Физические упражнения, как я говорила выше, в обязательном порядке используются и как профилактика детских неврозов: если ваш ребёнок более спокоен, умиротворён, то следует отдать его на спокойный вид спорта — например, плавание или йогу. Если же его темперамент требует активности в самовыражении, то хорошим выходом для его эмоций станет, например, каратэ, бокс или современные танцы. Иногда в терапии детских неврозов применяются и лекарства — успокоительные, антидепрессанты, а также гомеопатические средства.

Важно знать — если невротическое состояние зафиксировано один раз, то это повышает вероятность возникновения каких-либо расстройств в будущем! Поэтому, обязательна своевременная диагностика и комплексная терапия под руководством грамотного клинического психолога или врача-психотерапевта!

Неврозы у детей: лечение в домашних условиях. Возможно ли лечение в классическом понимании этого слова дома, родителями? Возможно, если родители обладают достаточными знаниями в области детской психологии, психотерапии и физиологии и сами не страдают невротическими расстройствами. В любом случае, дома должна быть обязательна создана такая обстановка, которая будет всячески способствовать выздоровлению маленького пациента, иначе все усилия у психотерапевта, все лекарства и методики релаксации пойдут насмарку. Как это ни сложно признавать некоторым родителям, именно домашняя обстановка наиболее важна для детей — как для маленьких, так и для подростков. Дети чувствуют все: тончайшие нюансы в отношении к себе, отношениях между родителями, семейные проблемы. Не стоит пренебрегать вниманием детей! Постарайтесь создать дома приятную и дружелюбную атмосферу: проводите больше времени с ребёнком — желательно, всей семьёй. И не зацикливайтесь на его проблеме: дайте ему понять, что вы его любите, несмотря ни на что.

Для профилактики и эффективного лечения неврозов у детей Обязательны: сбалансированное питание и физические нагрузки, ежедневные прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима сна и бодрствования, режима питания, труда и отдыха.

Резюмируя все вышеизложенное, сделаю, на мой взгляд, основной вывод данной статьи: развитие невроза напрямую зависит от семейной ситуации ребёнка! Существует неприятная, но жизненно очевидная взаимосвязь между Вашей нервностью и нервностью ребёнка. Чем больше Вы не можете владеть собой, эмоционально расстроены, напряжены и обеспокоены, тем больше ребёнок, находясь в непосредственном общении с Вами, непроизвольно усваивает эти нежелательные модели поведения. Важно задуматься — все ли благополучно у Вас с характером и нервной системой? Счастливы ли вы?

Если нет, — то это, с большей долей вероятности, отразится и на Ваших детях.

Аксиома — счастливые родители — счастливые дети!

About the Author: admin