Аутизм слайд

АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы Борисова С.В., Борисова С.В., учитель- — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемГригорий Усольцев

Похожие презентации

Презентация на тему: » АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы Борисова С.В., Борисова С.В., учитель-» — Транскрипт:

1 АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы АУТИЗМ характеристика, причины, симптоматика, перспективы Борисова С.В., Борисова С.В., учитель- дефектолог Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого и медико -социальной помощи «Центр психолого – медико – социального сопровождения «ДАР»

2 Аути́зм Аути́зм расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до трёх лет. Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра. o Ранний детский аутизм встречается в 2-4 случаях на населения, а сочетание аутизма с умственной отсталостью – до 20 на Преобладает это расстройство у мальчиков, в соотношении 3-4:1

3 Причины аутизма Причины аутизма влияние резидуально-органического фактора (последствия патологии беременности, родов, черепно-мозговых травм и инфекций); возникает в результате врожденной дисфункции мозга; как следствие недоразвития нейронных структур, необходимых для переработки информации;

4 Основоположник учения о детском аутизме американский психиатр Лео Каннер

5 Самуил Семенович Мнухин ( ) Ганс Аспергер ( ) Ранние варианты синдрома раннего детского аутизма также были описаны независимо друг от друга Аспергером (1944 г.) и В СССР Мнухиным С.С. (1947 г.)

6 Согласно Международной классификации болезней (МКБ-10) виды аутизма введены в раздел «Общие расстройства развития» раздела «Нарушение психологического развития». Выделяют следующие виды аутизма: Общие расстройства развития. Детский аутизм. Атипичный аутизм. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста. Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и стереотипными движениями. Синдром Аспергера. Неуточненное общее расстройство развития.

7 Симптоматика аутизма Для определения аутизма, требуется наличие характерной триады симптомов (Лоры Винг ) недостаток социальных взаимодействий; нарушенная взаимная коммуникация; ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

8 Социальные нарушения В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы: искажение реакции на дискомфорт; чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители и незначительные изменения окружающей среды; отмечается ослабление реакции на позу кормления, незначительным является выражение удовольствия после кормления; лепетаискажаются реакции «комплекса оживления», характеризующиеся аффективной готовностью к общению со взрослыми. позднее возникновение лепета; необычная жестикуляция; слабая реакция на попытки общения, разнобой при обмене звуками со взрослым; лепечут словарный запас на второй и третий годы жизни дети-аутисты реже и меньше лепечут, в их речи меньше согласных звуков, ниже словарный запас; реже комбинируют слова, их жесты реже сопровождаются словами; эхолалииреже обращаются с просьбами и делятся своими переживаниями, склонны к эхолалии

9 Социальные нарушения Отсутствие или нарушение подражания (например, не машет рукой в ответ на прощальный жест взрослого; не подражает действиям матери, работающей по дому; механическая имитация действий других вне контекста) Отсутствие или нарушение игры с партнерами (например, ребенок избегает участия в простых играх; предпочитает играть в одиночестве; привлекает других детей к игре только в качестве «механических средств»). Выраженное нарушение способности устанавливать дружеские связи (т. е. отсутствует интерес к установлению дружеских связей; несмотря на заинтересованность в установлении дружеских связей, ребенок демонстрирует недостаточное понимание норм социального взаимодействия, например читает другому ребенку телефонную книгу).

10 Нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения, что проявляется следующим образом: Отсутствие таких форм коммуникации, как лепет, жестикуляция, мимика, речевое общение. Значительные нарушения невербальных аспектов коммуникации, таких как зрительный контакт, мимическая экспрессия, поза, жесты, служащие для установления социального взаимодействия и изменения его стиля (например, избегает прикосновений, напрягается, застывает, когда его обнимают или берут на руки, не смотрит на партнера, не улыбается при взаимодействии с людьми, не здоровается с родителями и гостями, смотрит в одну точку в ситуациях социального взаимодействия). Отсутствие воображения, например изображения в игре взрослых, сказочных персонажей или животных; слабость интереса к рассказам о вымышленных событиях. Выраженные речевые нарушения, затрагивающие громкость речи, высоту, употребление ударений, частоту, ритм и интонацию (например, монотонность, вопросительный тон речи, «писклявый» голос). Выраженные нарушения формы и содержания речи, включая стереотипии и повторы (например, непосредственные эхолалии или механическое повторение телевизионной рекламы); использование местоимения «ты» вместо «я» (например, «Ты хочешь печенье?» означает «Я хочу печенье»); особое использование слов и выражений (например, «Иди на зеленые карусели» означает «Я хочу пойти покачаться»); частые неуместные замечания (например, ребенок начинает говорить о расписании движения поездов во время разговора о спорте). Значительные нарушения способности вступать в беседу и поддерживать разговор с другими людьми, несмотря на наличие нормальной речи (например, ребенок произносит бесконечные монологи на какую-либо тему, не замечая реплик окружающих).

11 Ограниченные и повторяющиеся действия и интересы: Стереотипия бесцельные движения (взмахи руками, вращение головы, раскачивание туловища). Компульсивное поведение намеренное соблюдение неких правил, например, расположение объектов определенным образом Потребность в однообразии, сопротивление переменам; пример сопротивление перемещениям мебели, отказ отвлекаться на чужое вмешательство Ритуальное поведение выполнение повседневных занятий в одном порядке и в то же время, например, соблюдение неизменной диеты или ритуала облачения в одежду. Эта черта тесно связана с предыдущей потребностью в однообразии, и в ходе одного независимого исследования по валидации опросника RBS-R было предложено объединить эти два фактора. Ограниченное поведение узкосфокусированное, при котором интерес человека или его активность, например, направлены на единственную телепрограмму или игрушку. Аутоагрессия активность, приводящая или способная привести к ранениям самого человека, например, укусы самого себя. Исследование 2007 года говорит о том, что около 30 % детей с расстройствами аутистического спектра в течение своей жизни причиняли себе повреждения.

12 Дифференциальная диагностика детского аутизма Аутизм нужно отличать от других расстройств: 1.Умственная отсталость. Снижение интеллекта у умственно отсталых детей носит равномерный, тотальный и качественно иной характер. Они дети в большей степени используют значения слов, они, особенно при синдроме Дауна, способны и стремятся к установлению эмоциональных отношений с окружающими. 2. Шизофрения. Дети с аутизмом, как правило, не проявляют расстройств мышления с бредом и галлюцинациями. Детская шизофрения обычно начинается после периода относительно нормального развития. Также имеется наследственная отягощенность шизофренией. 3. Дезинтегративные расстройства. Синдром Ретта. В этом случае имеется период кажущегося нормального развитии до месяцев, за чем следует потеря целенаправленных движений руками, быстро нарастает интеллектуальный дефект, появляются неврологические симптомы. Синдром Геллера. Начало этого расстройства относится к 3-4 годам, когда у ребенка, до этого нормально развивавшегося, появляются отчетливые поведенческие нарушения в виде непослушания, раздражительности, быстро теряется речь, двигательные навыки, нарастает интеллектуальное снижение. 4. Депривационные расстройства. В данном случает аутистических проявления возникают в результате психосоциальной депривации, например, при помещении ребенка в Дом ребенка. Изменение ситуации, обеспечение соответствующей стимуляции (до определенного возраста) приводит к улучшению коммуникативного поведения.

13 Перспективы людей, имеющих ранний детский аутизм Постепенно ребенок может развить, иногда достаточно глубокие и прочные связи с родителями, братьями и сестрами. Многие дети в дошкольный период заметно меняются, улучшается их социальная адаптация, они могут не выглядеть детьми, имеющими тяжелые нарушения. Ребенок может лучше воспринимать обращенную речь и устанавливать контакты, но отсутствие взаимности в отношениях сохраняется. У некоторых детей социальное развитие улучшается в течение подросткового и взрослого периодов жизни. Небольшое количество детей делают значительный шаг вперед в течение подросткового периода и функционируют значительно лучше по сравнению с ранними годами жизни. Но у 40% людей именно в подростковом возрасте наблюдается ухудшение состояния, нарастание симптоматики, иногда отмечается регресс до уровня социального развития дошкольного возраста с замкнутостью, отвержением других людей. Возможно небольшое усиление гиперактивности, самоагрессии, стереотипности движений. Ко взрослому возрасту формируются своеобразные модели поведения и взаимодействия. У одних возможно преобладание замкнутости, избегания контактов с другими людьми. Другие, напротив, стремятся к контакту, но делают это особым образом, например, стараются привлечь к себе внимание совершенно неприемлемыми способами, их активное обращение часто не понимается. Третьи пассивно принимают общество других людей, однако в случае перемены распорядка их жизни, необходимости увеличения социальной активности возможен возврат к симптомам аутизма. Прогноз зависит от тяжести собственно аутистических проявлений, наличия или отсутствия выраженных органических поражений, темпа развития интеллекта и речи и времени начала лечения. Известно, что при отсутствии лечебно-коррекционной помощи до 70% детей с аутизмом становятся глубокими инвалидами и нуждаются в постоянной помощи посторонних лиц.

Ознакомьтесь так же:  Выделения как сопли и задержка

14 2 апреля Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма установлен Генеральной Ассамблеей ООН в 2007 году и призван привлечь внимание общественности к критической ситуации, сложившейся с аутизмом в мире, повсеместно распространить знания об аутизме и предоставить информацию о важности раннего диагностирования и раннего вмешательства. Своеобразным символом помощи аутистам становятся подсветка известных архитектурных строений синим цветом – так аутист выделяется среди других людей. В этот день в странах, присоединившихся к акции, большинство зданий подсвечивают синими прожекторами. За три года проведения акции в ней задействовали сотни достопримечательностей в десятках стран по всему миру от Великих пирамид в Гизе до здания Empire State Building в Нью-Йорке.

15 В 2013 году акция Light It Up Blue впервые прошла в России и «Наш Солнечный Мир» принял в ней участие В Москве в акции участвовали медиагруппа РИА Новости, Еврейский музей и центр толерантности, центр реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» в парке Сокольники и бизнес центры «Ле Форт», «Лайтхаус», «Серебряный город» инвестиционной компании O1 Properties Бориса Минца. В Воронеже, где Фонд «Выход» и АНО «Центр проблем аутизма» реализуют комплексную Программу «Аутизм излечим» под патронатом Правительства области, несколько значимых общественных зданий также были подсвечены синим цветом в знак международного дня распространения информации о проблеме аутизма.

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Презентация на тему: «Ранний детский аутизм (РДА)»

Автор: Щербакова Мария Владимировна
Учитель начальных классов, 7 разряд
ГБОУ ЦПМСС «Раменки», город Москва, ЦФО
E-mail для связи с автором: [email protected]

Презентация выполнена в программе Power Point. Переход на слайдах осуществляется по управляющим кнопкам.

Презентация на тему «Детский аутизм (F84.0). Синдром раннего детского аутизма».

Столичный учебный центр
г. Москва

Описание презентации по отдельным слайдам:

Детский аутизм (f 84.0). Синдром раннего детского аутизма. ГБОУ Школа №935 Подготовила: Педагог-психолог Старостина Е.Е.

Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица был впервые выделен Л. Каннером в 1943 году. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения». Установлено, что этот синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10000 детей, обнаруживаясь у мальчиков (в 3-4 раза чаще, чем у девочек), но более тяжело протекает у девочек.

В настоящее время высказываются разные точки зрения на природу раннего детского аутизма. Одни авторы связывают сущность основного расстройства с нарушением психофизиологических механизмов (первичным снижением витального тонуса, нарушением уровня бодрствования, расстройством функций вестибулярного аппарата), другие — особенностями отдельных психических процессов (речи, мышления), нарушением сознания и активности, с трудностями формирования устойчивой картины мира и т.д.

Основными причинами детского аутизма являются следующие: Генетическая предрасположенность; Патология первой половины беременности; Постнатальные нейроинфекции и др.

Теории психогенеза Л. Каннер был склонен полагать, что аутизм является выражением врожденной неспособности детей к взаимодействию с окружающими (дефекта аффективного контакта). Детский аутизм является следствием отсутствия в раннем детстве (со времени рождения) материнского тепла, внимания и общей аффективной положительной атмосферы. Особое значение в этом случае придается взаимодействию в системе мать – ребенок, которое неразрывно связано с постоянным воздействием самых различных раздражителей (стимулов), столь необходимых для созревания функций ЦНС. По-видимому, полностью психосоцильными взаимодействиями объяснить развитие раннего детского аутизма вряд ли возможно, однако нельзя не признать, что они, несомненно, играют значительную роль в патогенезе заболевания. Об этом, в частности, говорят факты существования чисто психогенного (депривационного) аутизма, который может развиваться, например, у детей – сирот.

Биологические теории Генетическая теория: несмотря на наличие убедительных данных, о существенной роли наследственных факторов в развитии раннего детского аутизма, модус наследования остается неизвестным. Допускается возможность наследования не самого заболевания, а предрасположение к нему. В рамках генетической теории рассматривается и роль Х-ломкой хромосомы в 8% случаях (колебания от 0 до 20). Теория отклонения в развитии мозговых структур: предполагают, что в пренатальном периоде возможны нарушение созревания нейронов, их преждевременная и повышенная гибель, а также нарушения миграции под влиянием генетических или «экзогенных» факторов. К перинатальным факторам: относится различные негативные воздействия в неонатальном, во время родов и раннем постнатальном периодах. Нейрохимические теории: ориентированы на функцию дофаминергической, серотонинергической и опиатной систем мозга. Результаты целого ряда биологических исследований дали основние предполагать, что функция этих систем при раннем детском аутизме повышена. Считают, что с гиперфункцией этих систем могут быть связаны многие клинические проявления (аутизм, стереотипии и др.) заболевания.

Можно заметить, что все перечисленные теории полностью соотносятся с таковыми при шизофрении. Поэтому до сих пор не исключена возможность, что детский аутизм входит в круг эндогенных психических расстройств шизофренического спектра. Отечественные детские психиатры отметили у больных шизофренией детей типы нарушений, а именно (шизотипического), искаженного (шизоидного), задержанного и асинхронного развития.

Ранний детский аутизм характеризуется характерными симптомами Недостаток социального взаимодействия; Недостаток личностной коммуникации (вербальной и невербальной); недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном спектре поведения.

Диагностические критерии детского аутизма по МКБ — 10 Качественные нарушения в социальном взаимодействии: Неспособность адекватно использовать взгляд глаза в глаза, выражение лица, позы и жесты тела для регулирования социального взаимодействия; Неспособность развития отношений со сверстниками с использованием взаимного обмена интересами, эмоциями или общей деятельности; Редко ищут или используют поддержку других людей для успокоения или сочувствия в периоды стрессы и (или) успокаивают, сочувствуют другими людям, имеющим признаки стресса или огорчения; Отсутствие спонтанного поиска обмена радостью, интересами или достижениями с другими людьми; Отсутствие социльно — эмоциональной взаимности, которая проявляется в нарушенной реакции на эмоции других людей, или отсутствии с социальным контекстом; или слабая интеграция социального и коммуникативного поведения.

Качественные нарушения в коммуникации: Отставание или полное отсутствие развития разговорной речи, которая не сопровождается попытками компенсации через использование жеста или мимики, как альтернативной модели коммуникации (которой часто предшествует отсутствие коммуникативного гуления); Отсутствие разнообразной спонтанной воображаемой или (в более раннем возрасте) социальной игры – имитации; Относительная неспособность инициировать или поддержать разговор; Стереотипное или повторяющееся использование языка или идиосинкразическое использование слов или предложений.

Ограниченные, повторяющиеся или стереотипные виды поведения, интересов или деятельности: Активная деятельность по стереотипным и ограниченным видам интересов; Явно выраженное обязательное поддерживание специфического нефункционального распорядка и ритуалов; Стереотипные и повторяющиеся механические движения; Действия с частями объектов или нефункциональными элементами игрового материала. При постановке диагноза указанные признаки нарушения развития должны присутствовать в течение первых 3 лет жизни

Симптомы, часто появляющиеся при аутизме Гиперактивность (особенно в раннем детском или подростковом возрасте); Слуховая гипер- и гипочувствительность на различные реакции на звук (четко проявляются в течение первых 2 лет жизни, но присутствуют периодически или постоянно и у взрослых); Гиперчувствительность к прикосновениям; Необычные привычки при приеме пищи, включая приемы не пищевых продуктов; Нанесение себе повреждений; Пониженная болевая чувствительность; Агрессивные проявления и перемены настроения.

Наиболее частыми проявлениями синдрома детского аутизма также являются: Физические аномалии (отставание в росте, патологические изменения внутренних органов, непропорциональность скелета и др.); Снижение порога болевой чувствительности, в связи с чем не ощущают боли при нанесении им травм или увечий; Снижение интереса к звуку человеческого голоса, при повышении его; Замкнутость, постепенный уход в себя, в мир собственных ощущений и переживаний; Нереагирование на обращенную к ним речь; Задержка или полное отсутствие развития разговорной речи; Недостаточная гибкость, нарушение интонационной стороны речи, ее стереотипы в использовании фраз и слов; Отсутствие контакта взглядом, мимикой, позой или жестами; Отсутствие творчества и фантазии в мышлении; Нарушение сна и приема пищи; Внезапное появление вспышек гнева и агрессивности; Отсутствие чувства привязанности к родным и близким; Холодность при общении даже с самыми дорогими людьми (родители, братья, сестра); Отсутствие сопереживания другим; Избегание сверстников; Безразличие к интересам окружающих.

Ознакомьтесь так же:  Алексей красиков неврозы мегаполиса ютуб

Одним из наиболее существенных психопатологических признаков в клинической картине раннего детского аутизма выступает расстройство коммуникативной функции речи: Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности: Нарушения модуляции голоса, как крайняя бедность, так и гротескность, но главное – неадекватная смыслу речи; Своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы; Содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи; Отсутствие местоимения «Я», т.е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице; Речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторять), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью.

Психологическая классификация синдрома детского аутизма При едином типе искаженного развития аутичные дети значительно различаются между собой. Можно выделить характерные модели поведения, в рамках которых формируется единство доступных ребенку средств активного контакта со средой и окружающими людьми, с одной стороны, и форм защиты и аутостимуляции – с другой. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О.С. Никольской. Варианты отличаются тяжестью и характером аутизма, степенью дезаптации ребенка и возможностями его социализации. При успешной работе ребенок в определенном порядке поднимается по этим ступеням, а в случае ухудшения состояния прослеживается обратный процесс.

Классификация групп раннего детского аутизма (по Никольской О.С., Баенской Е.Р., Либлинг М.М.) Выделяются четыре основные группы аутичных детей с совершенно разными типами поведения: Первая группа: это самые тяжелые случаи дезадаптации, аутизм предстает как полная отрешенность от окружающего. Для этих детей недоступны активные формы контакта со средой, они практически не имеют точек целенаправленного взаимодействия с окружающим. Такие дети: Не видят и не слышат, часто не реагируют на боль, холод и голод; Не защищаются от воздействия среды, а ускользают, уходят от них; При попытке их удержать стараются вырваться, кричат, но, как только их оставляют в покое, снова становятся отрешенными; Не вступают в активное взаимодействие с миром; Не проявляют ни к чему избирательного внимания, больше пользуются рассеянным периферическим, а не центральным зрением; Не имеют указательного жеста; Они ничего не бояться и ничего не любят;

Если у них возникает мимолетный интерес к предмету, то пресыщение наступает очень быстро; Не в состоянии сосредоточиться на чем-то не только произвольно, но даже спонтанно, для собственного удовольствия; Они замечательно вписывают себя в пространство, никогда не потеряют равновесия, не ушибутся, не сделают неточного движения; Не овладевают направленными полезными навыками самообслуживания; Мутичны, хотя известно, что каждый из них может неожиданно, ни к кому не обращаясь, повторить сложное слово или даже самостоятельно прокомментировать происходящее; Не имея точек активного соприкосновения с миром, они не развивают и активных форм аутостимуляции, защиты от среды; Бесцельно перемещаются в пространстве – лазая, кружась, перепрыгивая, карабкаясь; Могут неподвижно сидеть на подоконнике, бесцельно созерцая мелькание огней, движение ветвей, облаков, потока машин; Они испытывают особенное удовлетворение, глядя в окно движущего транспорта. В целом эти дети – наиболее таинственные из всех аутичных детей.

Вторая группа: включает детей, находящихся на следующей по тяжести ступени аутистического дизонтогенеза. Такие дети: Делают первый шаг в развитии активных взаимоотношений со средой; Для них характерна речь штампами, использование цитат из книг, отставленной эхолалии; Они используют глаголы в инфинитиве, о себе говорят во втором или третьем лице; Они кажутся наиболее страдающими, часто испытывают физический дискомфорт; Могут быть избирательны в еде; Более других отягощены страхами; Вступают в избирательные отношения со средой; Выделяют для себя приятные и неприятные контакты; Фиксируют свои пристрастия и антипатии, конкретные способы достижения удовольствия и избавления от опасности; Изобретают активные изощренные способы аутостимуляции, заглушающие неприятные воздействия внешнего мира; Для них наиболее характерны моторные и речевые стереотипы, вызывающие одно и то же искомое ощущение;

Они избирательно относятся к среде, усваивают небольшое число навыков, связанных с определенными жизненными ситуациями; Усваивают навыки самообслуживания, пользуются стереотипными речевыми штампами; Дети именно этой группы в наибольшей степени требуют сохранения постоянства в окружающем; Это самые страдающие дети, их лица чаще всего напряжены, искажены страхом, они скованы в движениях; Новые навыки усваиваются с огромным трудом и не переносятся в другую ситуацию; Ребенок этой группы, как правило, устанавливает примитивную аффективную связь с близким, лишенную эмоциональной взаимозависимости. Обычно такой ребенок выделяет мать как основное условие своего физического существования и начинает жестко контролировать ее поведение, требует постоянного присутствия, протестует при попытке изменить стереотип контакта. Контакт с чужим человеком однозначно вызывает у ребенка ужас.

Третья группа: аутизм проявляется как захваченность собственными переживаниями. Такие дети: Характерной формой аутостимуляции становится стереотипное воспроизведение ситуации пережитого и отчасти десенсибилизированного страха или дискомфорта; Пытаются вступить в более активные отношения со средой, допустить в свою жизнь неопределенность, сбой в привычном порядке; Им важен не процесс, а прежде всего результат, подтверждение своей доминирующей позиции над обстоятельствами; Однообразно возвращается к одним и тем же ситуациям, связанным с прошлым испугом; Характерны стереотипные фантазии на темы страшного; Адаптация таких детей к реальной жизни значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп; Они испытывают огромные трудности в диалоге с обстоятельствами, но способны к монологу; Более нормальны в своих привычках, менее избирательны в еде;

Для них непереносимо нарушение собственной логики поведения, здесь он неспособны на компромиссы; Осваивают больший набор житейских ситуаций, более успешны в усвоении бытовых навыков; Интеллектуальное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление; Главную проблему для них представляют гибкое взаимодействие гибкое взаимодействие со средой, диалог с людьми; Они несколько спокойнее и менее напряжены, их движения не так судорожны, а мимика отражает уже не отрешенность или страх, а какой – то особый энтузиазм; Не столь витально зависят от близких, но с трудом устанавливают эмоциональные контакты; Они часто начинают дразнить родителей (специально совершают неправильные поступки, ругаются) и получают удовольствие от их аффективного взрыва; Становятся искусными провокаторами; Отрицательные переживания близкого становятся для них постоянным средством аутостимуляции, что часто вызывает большие проблемы в семье.

Четвертая группа: наименее глубок. Он выступает уже не как защитная установка, а как трудности организации общения. Такие дети: Не развивают и активных изощренных средства аутостимуляции, им доступны нормальные способы поддержания активности, они нуждаются в постоянной поддержке, одобрении и ободрении близких; Основной адаптационной задачей этих аутичных детей является именно поддержание взаимосвязи с близкими; Особенно чувствительны к нарушению контакта, отрицательной оценке взрослого; Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием; Они производят неблагоприятное впечатление: кажутся глуповатыми, рассеянными, растерянными; Контакты ребенка со средой строятся уже с помощью не индивидуальных аффективных стереотипов, а эмоциональных правил – ритуалов контактов с миром, усвоенных в готовом виде от близких людей; Внешне это несколько заторможенные, патологически застенчивые дети; Движения их скованы и неровны, моторные стереотипии минимальны, появляются только в особенно напряженных ситуациях и исчезают в комфортно;

Выражение лица часто застывшее или растерянное, возможны минуты адекватной мимики, хотя и немного утрированной, механической; Голос тихий, интонации затухающие, но иногда приобретающие характер скандированной эмоциональной выразительности. Выделенные группы представляют не только разные по тяжести степени аутизма и разные уровни дезадаптации, но и ступени включения детей в активные взаимодействие со средой, шаги постепенного углубления контактов с миром, овладения более сложными формами организации адаптивного поведения, способами саморегуляции.

Ознакомьтесь так же:  Пусть говорят анорексия героини

Коррекционная работа с аутичным ребенком: Должна проводиться комплексно, группой специалистов: педагог — психолог, учитель – дефектолог, учитель – логопед, социальный педагог; Работу необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка; Работа должна вестись в нескольких направлениях одновременно, среди которых одно может оказаться приоритетным; На начальных этапах проведение коррекции должны преобладать индивидуальные формы работы, в дальнейшем ребенка можно включать в состав небольших групп, численностью 2-3 человек; Желательно, чтобы родители аутичного ребенка присутствовали на занятиях, для того чтобы продолжить обучение в домашних условиях; На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений с ребенком.

Работа с родителями аутичного ребенка Работа с родителями аутичного ребенка очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно объяснить с точки зрения логики. Его действия иногда приводят в замешательство не только окружающих, но даже близких людей. Чтобы помочь аутичному ребенку адаптироваться в детском саду, в школе (да и в жизни), педагог должен работать в тесном контакте с родителями.

Рекомендации родителям по первоочередным направлениям коррекционной работы преимущественно с дошкольниками. Основные правила воспитания детей с РДА (составлены по рекомендации Черепановой Г.Д.)

Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей –это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире. Сложная и многогранная, эта работа должна принести свои плоды. Ребенок научиться общаться с окружающими.

Игры, в которые играют аутичные дети: Игра «Собираем головоломки»: Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки – один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие. Содержание игры: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграмм», «Сложи квадрат» и т.д.). Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее». На первых прах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу. Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.

Игра «Чудесный мешочек»: Цель игры: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым. Содержание игры: На левую руку ребенка надевается «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек сшить из ярких разноцветных лоскутков). На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной , раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета т те действия, которые он производит. Примечание: игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочек должны находится предметы только одной формы (например, только квадраты), затем – двух форм, трех форм, четырех форм и т.д. Каждый раз (кроме первого варианта) ребенку дается инструкция: «Выбери такой предмет, как я тебе покажу». Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.

Игра «Говорящие рисунки» Цель игры: развитие наблюдательности, коммуникативных склонностей, умения работать с пооперационными картами и составлять их. Содержание игры: ребенок получает пиктограмму и выполняет действия в соответствии с указанием на рисунке. Затем он рассказывает взрослому о том, как он догадался, что нужно сделать именно это. После небольшого диалога ребенок и взрослый могут поменяться ролями. Теперь уже взрослый выполняет изображенное схематично ребенком задание, а затем отвечает на его вопросы.

Игра «Физкультминутка» Цель игры: развитие координации движений, обучение ребенка навыкам работы с операционными картами. Содержание игры: Взрослый объясняет ребенку, что сейчас они вместе будут играть в физкультминутку. Мы будем выполнять различные упражнения, например, поднимать руки вверх и опускать их вниз, прыгать на одной или на двух ногах, хлопать в ладоши на головой и т.д. Для того чтобы не забыть, какое упражнение и как надо выполнять, перед началом игры необходимо заготовить схемы (пооперационные карты). Взрослый и ребенок вместе рисуют схему к одному из упражнений, например: После того, как заготовлены 2-3 схемы (или 4-5, в зависимости от возможностей ребенка), взрослый кладет перед ребенком одну из них и просит сделать то, что на ней изображено. Когда ребенок научится «читать» схему (а на это может уйти несколько занятий) взрослый предлагает ему освоить вторую схему. Затем ребенку предлагается выполнить последовательность из первого и второго упражнения и т.д. Выполненные совместно с ребенком рисунки-схемы к данной игре способствуют развитию умения у ребенка взаимодействовать со взрослым, установлению доверительных отношений между ними, а также помогают обучить ребенка рисованию движущейся фигуры человека.

Игра «Симметричные рисунки» Цель игры: развитие коммуникативных склонностей, умения работать с партнером. Содержание игры: предлагается по образцу нарисовать предмет со взрослым от оси: ребенок рисует справа (слева, если левша), взрослый – слева. Договариваются каким карандашом. Взрослый определяет исходные точки. Карандаши ставят одновременно в одну точку и проводят в одном ритме. Игра для ребенка с РДА – это очень сложная работа. Вручая детям с РДА инструменты, позволяющие участвовать в новой игре и получать от этого удовольствие, вы закладываете основы для повышения уровня их вовлеченности в окружающий мир;

Список литературы для работы с детьми с РДА «Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты». Гилберт. К, Питерс. Т. СП., 1998. «Аутизм у детей». Каган В.Е. М., 1981. «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми»/ Тара Делани – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. «Детский аутизм и АВА: терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения»:/ Роберт Шрамм – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. «Детский аутизм и вербально – поведенческий подход. Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами»:/ Мэри Линч Барбера – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. «Детский аутизм». СПб., 1997. «Развитие речи у аутичных детей». Нуриева Л.Г. Теревинф, Москва, 2006. «Игры с аутичным ребенком. Серия: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи». Янушко Е. Теревинф, 2011. «Ребенок и сенсорная интеграция». Э. джин Айрес при участии Джеффа Роббинса. Теревинф, 2009. «Игры и занятия с особым ребенком». Сара Ньюмен. Теревинф, 2009. Программа «TEACCH». «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)». Лори Фрост, Энди Бонди. Теревинф, 2011. Рассказы о жизни (SOCIAL STORIES) или «сценарии из жизни». Кэрол Грей.

Аутичный ребенок – проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков./Под ред. Морозова С.А. – М.:1998. Крантц П., Мак-Кланнахан Л.И. Расписания для детей с аутизмом. Обучение самостоятельному поведению – М.: Сигнал, 2003. Путь к независимости: обучение детей с особенностями развития бытовым навыкам. Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман. – М: 2002. Составление и использование индивидуальных коррекционных программ для работы с аутичными детьми. – М.: 2008. Аутизм. Практические рекомендации для родителей. /Под редакцией Морозова С.С., Алявина Е.А., Морозова Т.И. – М.: 2002. Российские интернет – ресурсы: проект призванный объединить сообщества специалистов и родителей, создающих условия для жизни и развития детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра: www. autisminrussia.ru

Выводы Работа с аутичными детьми требует большого терпения как от родителей так и от педагогов и носит долгосрочный характер; Правильно проводимая коррекционная и развивающая работа специалистов и родителей – это единственная возможность оказать помощь аутичному ребенку в сложном для него мире.

About the Author: admin