Арутюнян лз Как лечить заикание методика устойчивой нормализации речи

Оглавление:

Арутюнян лз Как лечить заикание методика устойчивой нормализации речи

Теперь немного истории. 1960 год. Я логопед поликлиники и среди прочих дефектов речи должна корригировать заикание. Но, несмотря на все старания, помочь таким пациентам не могла. Помню ощущение стыда и бессилия, тяжёлую, безрадостную работу логопеда и заикающихся. Моментом, изменившим всё, была газетная публикация: в Харькове психотерапевт К.М.Дубровский ведёт сеансы императивного внушения по снятию заикания. Через полгода стала слушателем курсов, организованных К.М.Дубровским. Первый же проведенный им сеанс полностью изменил моё отношение к этому дефекту: люди, которые до того не могли произнести почти ни одного слова, свободно говорили. С этого времени во мне возникла и осталась убеждённость в том, что заикающихся можно излечить. К.М.Дубровский стал моим учителем, он зажёг огонёк творчества, поддерживал, с ним я обсуждала свои первые результаты.

Началась практическая работа. Непосредственные результаты были хорошими. Не верилось, что заикание когда-нибудь может вернуться. Однако, у многих пациентов впоследствии в разной мере речь ухудшалась. Стало ясно, что метод императивного внушения даёт значительный первичный эффект, но не гарантирует от рецидивов. Поиски были продолжены.

Через несколько лет к методу императивного внушения мною была добавлена равнометричная послоговая речь. Использование послоговой речи стало важным элементом предложенной нами комплексной системы лечения заикания, сложившейся к 1965 году.

В рамках этой методики был опробован целый набор других приёмов коррекции заикания. Многие из них были существенно переработаны, некоторые предложены заново: звукоусиление (85), аппараты АИР (86,2), электронные метрономы, фонофотостимуляция (6, 7)).

Казалось, всё продумано. Есть возможность убрать судороги, предложен полный стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Предусмотрен и комплекс приёмов работы над личностью, диспансерное наблюдение для закрепления достигнутых результатов. Положительные результаты действительно были (60 процентов нормализованной речи сразу после прохождения курса и 40 процентов отдалённые). И всё же эти результаты нас не удовлетворяли. Методика постоянно усложнялась, в неё вводились новые, всё более эффективные приёмы. Вначале они помогали, но потом становилось ясно, что кратковременное улучшение достигалось не благодаря их обоснованности, а главным образом за счёт психотерапевтического влияния, за счет веры логопеда и пациента в новый прием. Становилось ясно, что нужно радикально менять методику. Продолжался поиск новых приемов и осмысление допущенных ошибок. Рассмотрим некоторые из них, возможно, наш отрицательный опыт будет полезен другим логопедам.

ПРЕДИСЛОВИЕ

До сих пор заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим недугом. Есть отдельные специалисты, получающие высокие результаты, но их работа буквально на грани искусства. Методики же устойчивой нормализации речи, доступной широкому кругу логопедов, фактически не существовало.

Между тем, в результате длительного поиска появилась уверенность, что такая методика реально может быть создана, сейчас уже отчётливо обозначились её общая структура и многие элементы. Появились первые обнадёживающие результаты её практического применения. Однако есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что отдельные элементы методики распространяются среди логопедов, но используются изолированно, в отрыве от целого и со значительными искажениями.

Всё сказанное определило настоятельную потребность написания этой работы.

Желание сделать методику открытой для усвоения логопедами практиками заставило остановиться на выборе данной формы изложения лекции и беседы, с тем чтобы каждый приём был осмыслен не только с позиции «что делать», но и «как делать» и «для чего». Не может заикающийся активно действовать, а логопед ему в этом успешно помогать, не понимая смысла и назначения каждого отдельного приёма, входящего в комплекс.

Независимый сайт о заикании

Основы методики Л.З. Арутюнян

Проф. Л.З. Арутюнян предлагает методику, направленную на устойчивую нормализацию речи заикающихся подростков и взрослых. Логопедами Л.А. Белик и А.Э. Ракитиной методика адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста.

Коррекционная работа ведется по нескольким направлениям:

1. Устранение речевых судорог с помощью способа лечения заикания, основанного на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы.

2.Изменение внутреннего состояния заикающихся, формирование рефлекса спокойствия, связанного с актом вербальной коммуникации.

3. Автоматизация нового речедвигательного навыка, формирование нового устойчивого стереотипа в условиях реального общения с помощью системы функциональных тренировок.

Основной (интенсивный) курс лечения занимает 10 дней по 8 часов логопедических занятий с полным погружением в новое состояние. После окончания основного курса лечения пациенты способны говорить без заикания в любых ситуациях, но их речь замедлена и сопровождается движением пальцев рук. Замедление необходимо не столько для устранения спазматических задержек, сколько для надежного формирования нового речедвигательного навыка.

Затем в течение 6 месяцев проводится 6 обучающих микрокурсов (по 3 дня каждый), на которых постепенно нормализуется темп речи и осуществляется уход от движений пальцев рук.

В группе занимаются 3-5 человек. Она формируется, в основном, по возрастному признаку.

Теоретическое обоснование комплексной методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся» Л.З. АРУТЮНЯН.

По мнению автора данной методики, основу заикания образует триада: речевые судороги, постоянное состояние тревоги, связанное с актом речи, и желание скрыть дефект. Это продиктовало идею необходимости «отрыва» от заикания по всем трем названным направлениям.

Основываясь на теории Н.П. Бехтеревой, автор рассматривает заикание как одну из форм устойчивого патологического состояния (УПС) и считает конечной целью работы -формирование нормального устойчивого состояния, которое, как всякое устойчивое состояние стремится к самосохранению и самоподдержанию. Это позволяет говорить о возможности безрецидивного лечения заикания.

Для методики характерен системный подход к речи, как к живому целостному организму, предполагающий одновременное воздействие на различные стороны речевой системы, такие, как темп, ритм, паузирование, мелодика и т.д.

Формирование у пациентов нового речедвигательного навыка, а не коррекция отдельных проявлений дефекта —

основной принцип МЕТОДИКИ.

Эта задача решается посредством синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, что позволяет не только устранить речевые судороги и наладить элементы просодии, но и закрепить навыки бессудорожной речи. Обученная рука становится как бы памятью о новом стереотипе, а со временем — автоматическим контролером речи и нового внутреннего состояния пациента. В дальнейшем навык свободной нормальной речи переходит на уровень подсознания, и надобность в использовании руки отпадает.

Вырабатывается новый речедвигательный навык, уделяется повышенное внимание работе над интонацией. При этом учитывается неразрывная связь речи и соответствующих движений (мимики, жеста и пр.). Именно они обусловливают формирование интонационно окрашенного звучания, тогда как обездвиженность ведет к нарушениям и самой интонации, и коммуникативной функции речи.

Вместе с тем корригируется и личность, что помогает заикающимся повысить самооценку, наладить контакт с окружающим миром. Как правило, вместе с речевым дефектом устраняется и его невротическая составляющая.

После смены прежнего УПС на новое устойчивое состояние, нормальное или близкое к норме, все компенсаторные возможности организма, как сказано выше, мобилизуются на защиту уже этого нового состояния при любой попытке его изменить. Только при этом условии можно говорить о достижении прочного положительного результата.

Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи / Л. З. Арутюнян (Андронова) — М.: Эребус, 2013.

2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. Хрестоматия. Учебное пособие. — М., «ЭКСМО-Пресс», 2011.

3. Волкова Г. А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольни­ков. — М., 2013.

4. Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.. Устранение за­икания у дошкольников в игре. — М., 2014.

5. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ — М.: ВЛАДОС, 2012.

6. Преодоление заикания у дошкольников. Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 2008.

7. Асатиани Н. М., Белякова Л. И., Калачева И. О., Мозговая Е. Л.Клинико-физиологическая характеристика детей дошкольного возраста, страдающих невротическим неврозоподобным заиканием //Дефектология. — M. 2008.

8. Богомолова А.И. Методика формирования твердой ритмичной речи. — М., 2008.

9. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. — С.Пб., 2005.

10. Вопросы патологии голоса и речи. Под ред. Б. С. Крылова. — М., 2008.

11. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. — М., 1958.

12. Данилов В.И., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. — Л., 2006.

13. Жалмухамедова А.К. Оказание ранней коррекционно-развивающей помощи детей с ограниченными возможностями. /Под. ред. Сулейменовой Р.А. – А., 2008. – 60 с.

13. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М., 2008.

14. Забрамная С.Д. Психологическая диагностика. — М., 2005.

15. Заикание. Под ред. Н.А. Власовой, К.П. Беккера. — М., 2008.

16. Заикание: проблемы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляко­вой. — М., 2004.

18. Заикание у подростков. Сост. Буянов М.И. — М., 2009.

19. Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В. Морозова. — М., 2005.

20. Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. — СПб., 2004.

21. Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань,2006.

22. Рау Е.Ф. О заикании детей дошкольного возраста. — М., 2006.

23. Чевелева Н.А. Исправление заикания у школьников в процессе обучения.

Язык обучения:казахский, русский

Ответственный за курс:Боранбаева С.Т., Амиркенова Э.Ж.

37.112.104.22 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Арутюнян Л.З. Как лечить заикание Методика усто. Арутюнян Л. З. Как лечить заикание Методика устойчивой нормализации речи

Арутюнян Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи

Оглавление

2. ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ПАТОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

3. СПОСОБ КОРРЕКЦИИ ЗАИКАНИЯ НА ОСНОВЕ СИНХРОНИЗАЦИИ РЕЧИ С ДВИЖЕНИЯМИ ПАЛЬЦЕВ ВЕДУЩЕЙ РУКИ

Ознакомьтесь так же:  Боязнь влюбляться как называется

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ЗАИКАЮЩИХСЯ И СПОСОБЫ ЕЕ КОРРЕКЦИИ

5. КОРРЕКЦИЯ ЛИЧНОСТИ И НОРМАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД РЕЧЬЮ

6. КОРРЕКЦИОННО — ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ И ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

7. ПРОБЛЕМА РЕЦИДИВОВ И КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

8. ОБЩИЙ ПЛАН ЛЕЧЕНИЯ И ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ МИКРОКУРСЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

До сих пор заикание считается трудно излечимым, постоянно рецидивирующим недугом. Есть отдельные специалисты, получающие высокие результаты, но их работа буквально на грани искусства. Методики же устойчивой нормализации речи, доступной широкому кругу логопедов, фактически не существовало.

Между тем, в результате длительного поиска появилась уверенность, что такая методика реально может быть создана, сейчас уже отчётливо обозначились её общая структура и многие элементы. Появились первые обнадёживающие результаты её практического применения. Однако есть и тревожные сигналы, свидетельствующие о том, что отдельные элементы методики распространяются среди логопедов, но используются изолированно, в отрыве от целого и со значительными искажениями.

Всё сказанное определило настоятельную потребность написания этой работы.

Желание сделать методику открытой для усвоения логопедами практиками заставило остановиться на выборе данной формы изложения лекции и беседы, с тем чтобы каждый приём был осмыслен не только с позиции «что делать», но и «как делать» и «для чего». Не может заикающийся активно действовать, а логопед ему в этом успешно помогать, не понимая смысла и назначения каждого отдельного приёма, входящего в комплекс.

Теперь немного истории. 1960 год. Я логопед поликлиники и среди прочих дефектов речи должна корригировать заикание. Но, несмотря на все старания, помочь таким пациентам не могла. Помню ощущение стыда и бессилия, тяжёлую, безрадостную работу логопеда и заикающихся. Моментом, изменившим всё, была газетная публикация: в Харькове психотерапевт К.М.Дубровский ведёт сеансы императивного внушения по снятию заикания. Через полгода стала слушателем курсов, организованных К.М.Дубровским. Первый же проведенный им сеанс полностью изменил моё отношение к этому дефекту: люди, которые до того не могли произнести почти ни одного слова, свободно говорили. С этого времени во мне возникла и осталась убеждённость в том, что заикающихся можно излечить. К.М.Дубровский стал моим учителем, он зажёг огонёк творчества, поддерживал, с ним я обсуждала свои первые результаты.

Началась практическая работа. Непосредственные результаты были хорошими. Не верилось, что заикание когда-нибудь может вернуться. Однако, у многих пациентов впоследствии в разной мере речь ухудшалась. Стало ясно, что метод императивного внушения даёт значительный первичный эффект, но не гарантирует от рецидивов. Поиски были продолжены.

Через несколько лет к методу императивного внушения мною была добавлена равнометричная послоговая речь. Использование послоговой речи стало важным элементом предложенной нами комплексной системы лечения заикания, сложившейся к 1965 году.

В рамках этой методики был опробован целый набор других приёмов коррекции заикания. Многие из них были существенно переработаны, некоторые предложены заново: звукоусиление (85), аппараты АИР (86,2), электронные метрономы, фонофотостимуляция (6, 7)).

Казалось, всё продумано. Есть возможность убрать судороги, предложен полный стиль произношения, позволяющий безболезненно перейти от слога к обычной речи. Предусмотрен и комплекс приёмов работы над личностью, диспансерное наблюдение для закрепления достигнутых результатов. Положительные результаты действительно были (60 процентов нормализованной речи сразу после прохождения курса и 40 процентов отдалённые). И всё же эти результаты нас не удовлетворяли. Методика постоянно усложнялась, в неё вводились новые, всё более эффективные приёмы. Вначале они помогали, но потом становилось ясно, что кратковременное улучшение достигалось не благодаря их обоснованности, а главным образом за счёт психотерапевтического влияния, за счет веры логопеда и пациента в новый прием. Становилось ясно, что нужно радикально менять методику. Продолжался поиск новых приемов и осмысление допущенных ошибок. Рассмотрим некоторые из них, возможно, наш отрицательный опыт будет полезен другим логопедам.

Одна из крупных ошибок: «родительская» позиция по отношению к заикающимся, чрезмерная опека, лишающая их столь необходимой инициативы и самостоятельности. Это назидательные беседы, попытки дать пациентам готовые рецепты поведения и находить за них выход из всякого трудного положения. Такая позиция логопеда исключала возможность перестройки личности с помощью собственных усилий и лишала пациентов ответственности за положительные или отрицательные результаты.

2. Ошибочным было и отношение к страхам речи. Обычно работа по преодолению логофобии начиналась с того, что мы убеждали пациента в его способности справиться с этим страхом. Проводились беседы, в которых шел разговор о сильных людях, сумевших преодолеть страдания. Такие беседы, играя активизирующую роль, часто приводили к отрицательным последствиям, к ненужному «геройству». Без настоящей готовности к речи заикающиеся не могли долго удерживаться на подобном подъеме, неминуемо наступал спад со сниженным настроением, страхами, поколебленной верой в успех и мыслями о собственной неполноценности:

«Я должен не бояться многие это могут; я не могу, следовательно, я хуже других». Призыв к бесстрашию зачастую только растил страх и бессилие.

Сейчас в борьбе со страхом выбирается иной путь: «Ваш страх — страх разумного человека за себя. Он основан на стремлении скрыть дефект. Как только вы открыто заявите о своем желании излечиться и начнете говорить без речевых судорог, не останется реальных оснований для страха и он исчезнет». И они убеждались в справедливости этих слов на собственном опыте.

Часто заикающиеся не решались причинить себе душевную боль, которая неизбежна при лечении этого недуга, и мы порой из сочувствия соглашались с ними. Нам представлялось гуманным «войти в положение», «пожалеть». Но тем самым мы вселяли в них ложную надежду, что путь к выздоровлению можно пройти легко, без боли. Сейчас нам понятно, что нужно быть предельно требовательным. Каждый лечащийся должен понять логику метода, сделать сознательный выбор и пройти свой путь до конца. Ряд ошибок вызывался тем, что с самого начала не были четко определены критерии здоровья. Каждый небольшой шаг к нему воспринимался как полная победа, Теперь мы представляем себе основной курс как бы работой на тренажере, подготовкой к ответственной самостоятельной работе в домашних условиях. Ведь заикание нарушение коммуникации, а действительное восстановление функции общения возможно лишь в реальной жизни.

В течение долгих лет параллельно с практической работой проводилось исследование теоретических проблем заикания.

В основу методики была положена концепция Н.П.Бехтеревой об устойчивом патологическом состоянии. Это в корне изменило подход к лечению данного заболевания, поставило его на твёрдые теоретические рельсы.

Новое распределение ролей между логопедом и пациентом заставило отказаться от сеанса императивного внушения, ибо на первый план выступили активизация сил самого заикающегося, раскрытие его внутренних возможностей и формирование страстного желания излечиться.

Краеугольным камнем новой методики стал предложенный нами способ лечения заикания, основанный на синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующей ритмико-интонационный рисунок фразы. Будучи универсальным, этот способ позволяет решать одновременно несколько важных задач, связанных как с исправлением просодической стороны речи, так и с коррекцией личности заикающихся.

Важным явилось осознание того, что у заикающихся в процессе коммуникации патологически изменено функциональное состояние. Возникло представление о «древе заикания», были выделены его основные корни (триада заикания), определены направления коррекционно-воспитательной работы, необходимой для «отрыва» от заикания. В методику вошли приёмы постановки голоса, формирования интонации, опорные сигналы и пр. Так она приобрела необходимую завершённость, целостность и единство. Повысилась и эффективность работы. Непосредственные результаты достигли 90100 процентов полностью нормализованной речи, отдалённые не менее 70 процентов. У ряда логопедов уже появляются группы, в которых нет ни одного случая ухудшения речи через год после лечения. Есть положительный опыт работы по этой методике с переводчиком при лечении иноязычных пациентов. Это служит ещё одним доказательством того, что в данном случае «работает» методика, а не личность логопеда. С самого начала формирования новой методики большое внимание уделялось адаптации её для работы с детьми. Мы рассчитываем посвятить этому вопросу отдельную книгу, а сейчас можно отметить только, что методика адаптирована и успешно применяется в ряде дошкольных учреждений для коррекции заикания у детей 56 лет.

Хотелось бы остановиться на бытующем среди логопедов мнении, что «большое число заикающихся не поддаётся терапии и нарушение у них персистирует на продолжении всей жизни» (97). Это мнение получило широкое распространение на Западе, где существуют даже общества заикающихся, целью которых является их адаптация к окружающему миру, а девизом фраза: «Для нас нет выбора заикаться или не заикаться, но мы можем выбирать, как заикаться». Это мнение разделяется и частью отечественных специалистов, выделяющих особые формы заикания, для которых «можно прогнозировать отсутствие выраженных эффектов терапии» (52).

Со всей определённостью мы должны подчеркнуть, что в нашей практике не встречались формы не излечиваемого заикания. Более того, иной раз тяжёлые формы этого недуга излечивались легче и надёжнее, чем лёгкие. Видимо, успех в этом случае объяснялся более мощным волевым посылом, большей «потребностью» в излечении.

Предлагаемая вниманию специалистов методика ориентирована на широкое использование в логопедической практике. Однако её успешное применение требует довольно высокой подготовки в сочетании с талантом сопереживания, интуиции, тактом и умением находить индивидуальный подход каждому пациенту. Считаю приятным долгом выразить благодарность за помощь в работе над книгой М.А.Арутюняну, Е.З.Лейбову, Н.Е.Рабкиной, а также своим коллегам с кафедры логопедии Самарского педагогического института, из Речевого центра в Самаре и из ряда дошкольных учреждений Самары и Москвы за ценные советы и участие в практической апробации методики.

Лилия Зиновьевна Арутюнян (Андронова)

Лилия Зиновьевна Арутюнян (Андронова) – автор методики «Устойчивой нормализации речи заикающихся», профессор, научный руководитель специалистов речевого центра «Арлилия», ведущий логопед-практик.

Профессор Арутюнян (Андронова) Л.З. – логопед-практик и ученый-исследователь. Всю свою жизнь Лилия Зиновьевна посвятила проблеме заикания и заикающимся людям. Многолетний практический опыт и научные исследования помогли Л.З. Арутюнян создать новую методику.

В основу методики лечения заикания была положена концепция Н.П. Бехтеревой об устойчивом патологическом состоянии. Это в корне изменило подход к лечению заикания, позволило говорить о возможности безрецидивного лечения, то есть получения устойчивого результата на всю жизнь.

Краеугольным камнем новой методики стал способ коррекции заикания, основанный на синхронизации речи с движением пальцев ведущей руки.

Данный способ лечения заикания является универсальным и может быть успешно использован при лечении как невротического, так и неврозоподобного заикания любой этиологии и степени тяжести. Данный способ запатентован автором. Патенты СССР № 1337085 и РФ № 2210395 и № 2616993 .

Ознакомьтесь так же:  Мозаичное расстройство личности

В настоящее время новый вариант методики представляет из себя комплексную систему, предполагающую одновременное воздействие на все стороны речи как живого организма.

Л.З. Арутюнян была неоднократным участником Международных конференций, посвященных проблеме заикания (в Германии, Швеции, США, Дании, Англии, Франции, Нидерландах). Методика успешно использовалась не только в России, но и за рубежом. В Польше, где Лилия Зиновьевна несколько лет работала с польскими заикающимися, до сих пор существует речевой центр, работающий по ее методике. Причем организаторами и специалистами Центра стали бывшие пациенты Лилии Зиновьевны. Результаты работы были так высоко оценены пациентами Польши, что Лилия Зиновьевна удостоилась благодарственного письма, а в дальнейшем и личной встречи с Папой Римским Иоанном Павлом II.

4 сентября 2015 года состоялась скайп-конференция с участием автора методики устойчивой нормализации речи людей с заиканием Лилиии Зиновьевны Арутюнян.

Два года назад я проходил курс исправления заикания в «Арлилии». И тогда мне повезло увидеть Вас и даже немного поговорить! И чем дальше отодвигается то время, тем лучше я осознаю, с ЧЕЛОВЕКОМ какого масштаба посчастливилось мне встретиться!

Благодаря, в первую очередь, Вам, мне удалось обрести речь — то, что дается большинству просто так, без усилий, в раннем детстве. Я долго шел к этому, и поэтому очень хорошо понимаю ценность этого дара, вернее сказать, он бесценен.

Но, мне кажется, это не самое главное, чему я научился благодаря Вам. Ваша методика учит людей побеждать. Побеждать самого сильного и грозного противника — самого себя. Себя мелкого, эгоистичного, отчаявшегося, обидевшегося на весь мир. И эта победа дает новые силы, окрыляет, вдохновляет на то, чтобы повторять успех каждый день, каждый час, каждое мгновение. Помогает не опускать руки и продолжать идти вперед.

Поздравляю Вас с днем рождения и желаю Вам крепкого здоровья, много радостных солнечных счастливых дней, а также новых открытий и дальнейших успехов в совершенствовании Вашей замечательной методики. Пусть Вам во всем сопутствует удача!

С огромным уважением и признательностью, Виктор Ижиков

Дорогая Лилия Зиновьевна!

Я очень рад возможности поздравить Вас с юбилеем.

Если бы не Ваше искреннее и бескорыстное служение борьбе со столь серьезным недугом, как заикание, то у меня и у огромного числа других людей не было бы шанса прожить счастливую жизнь, полностью реализовав себя. Я глубоко преклоняюсь перед тем человеческим и профессиональным подвигом, который Вы совершили, уделив столько лет своей жизни помощи нам, своим ученикам, идущим по пути исправления речи.

Желаю Вам доброго здоровья!

Долгих Вам лет жизни. Уверен, что Вас ждет еще множество научных озарений, и горящие глаза Ваших учеников еще очень долго будут с восхищением внимать каждому Вашему слову.
Хочу подарить Вам стихотворение Булата Окуджавы «Песенка об открытой двери. «, написанное в 1959 году. Как мне кажется, настроение этого стихотворения очень хорошо передает жизненный настрой всего коллектива «Арлилии» — Центра, названного в Вашу честь.

«Песенка об открытой двери. »
Б.Окуджава

Когда метель кричит, как зверь,
протяжно и сердито,
не запирайте вашу дверь,
пусть будет дверь открыта.

И если ляжет долгий путь,
нелегкий путь, представьте,
дверь не забудьте распахнуть,
открытой дверь оставьте.

И уходя в ночной тиши,
без лишних слов решайте:
огонь сосны с огнем души
в печи перемешайте.

Пусть будет теплою стена
и мягкою — скамейка.
Дверям закрытым — грош цена,
замку цена — копейка!

Низкий поклон Вам.
Коробейников Денис

Многоуважаемая Лилия Зиновьевна!

Для меня стало большим везением и большой честью встретить Вас. Возможно, я сейчас не смогу оценить всего того, что изменилось в моей жизни благодаря Вашей методике. Многое я пойму спустя многие годы. Вы не просто исправляете дефект речи — Вы учите людей добиваться своих целей, учите их быть спокойными, уверенными, добрыми, учите слушать и понимать других людей. Я уверен, что в ближайшем будущем проблема заикания будет решена во всем мире благодаря Вашей методике.

Лилия Зиновьевна, я хочу поздравить Вас с этим замечательным юбилеем! И пожелать терпения, здоровья, долголетия, счастья Вам и Вашей семье. Большое спасибо Вам за Ваш труд, терпение, преданность делу и искреннее желание понять и помочь каждому из нас.

Уважаемая Лилия Зиновьевна, наша семья рада поздравить Вас с Юбилеем.

От всей души желаем Вам счастья, исполнения желаний, успехов в Ваших трудах. Пусть на Вашем пути будет как можно больше нацеленных на результат учеников и талантливых последователей.
С удовольствием посвящаем Вам следующее стихотворение:

Суровый, снежный и морозный
Февраль – теплее сразу стал.
Конец зиме холодной, грозной,
Когда Ваш юбилей настал.

Мы все – воспитанники Ваши
В науке сложной – речевой.
За Вас поднять готовы чаши
Под тост хвалебный, громовой.

Мы не за возраст поздравляем,
А за свершенные дела.
Здоровья, радостей желаем,
Чтоб интересной жизнь была.

Чтоб не сюрпризы приносила,
А результат трудов больших.
Чтоб плюс к уменью были силы
Быть очень нужной для других.
Спасибо Вам с земным поклоном.
Всем помогайте много лет,
Служа нам лучшим эталоном.
Вы наш по жизни амулет.

Дорогая Лилия Зиновьевна!

Собравшись написать поздравления, я неожиданно для себя понял, что с Вашим Днём Рождения я поздравляю не столько Вас, сколько. себя самого и всех тех, кому дорог Ваш труд, знания и мудрый совет, кому Вы подали руку помощи и привели к здоровой и полноценной жизни. Наверное, так происходит, если человек делает какое-то очень большое и доброе дело — он становится очень значимым в глазах тех, кому он помог, и его праздники и успехи уже становятся не только его. Потому прошу простить мне этот «грабёж», но только так и будет честно, если я скажу, что поздравляю всех нас с Вашим 80-летием. И пусть не меньшей, а большей радостью для всех, кому Вы и Ваше дело дороги, станет 18 февраля через 20 лет!

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

Мне очень хотелось бы присоединиться к поздравлениям, которые звучат сегодня в Арлилии. Я могла бы просто написать мое поздравление и прислать его, но я хочу его произнести. Я хочу его озвучить. Ведь год с небольшим назад я, просто, не могла это сделать. За этот год жизнь моя изменилась. Так же, как изменилась жизнь многих людей благодаря Вам, Вашей методике, Вашей увлеченности своим делом, Вашей душевной щедрости, Вашей мудрости. Вот уже много лет Вы без остатка дарите себя Вашим ученикам, и в день Вашего юбилея я желаю Вам много-много сил, здоровья, терпения.

Ведь Вы так нужны тем, кто все еще боится бросить вызов заиканию.

Лилия Зиновьевна, от всей души поздравляю Вас с Юбилеем и желаю, чтобы Вам стократ вернулось то добро, которое вы делаете людям каждый день. Желаю семейного благополучия и гармонии. Спасибо Вам за право голоса, которое Вы нам дарите.

Лилия, тобою пленена.
Самая певучая струна,
Красоту твою не обойти,
Продолжай божественно цвести,
Будь счастливой всюду и во всем,
Одаряя светом и теплом.
Пусть будет в жизни все, что нужно,
Чем жизнь бывает хороша:
Любовь, здоровье, счастье, дружба
И вечно юная душа.
Чтоб всегда под счастливой звездою
Нас судьба по дороге вела.
В доме чтоб полноводной рекою
Жизнь спокойно и мирно текла.
Пусть твой дом лишь друзья посещают,
Стороною обходят ненастья,
От души мы добра пожелаем,
Долгой жизни, здоровья и счастья!
Желаем смеха много-много.
Хотим, чтоб в жизни непростой
Тебе широкая дорога
Не стала узкою тропой.
Еще любви тебе желаем
Огромной, чистой, как слеза.
Чтобы все время улыбались
Твои красивые глаза.

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

Поздравляю Вас с Юбилеем! Спасибо за то, что Вы делаете! То, как вы преданны своему делу, не может не восхищать и не быть примером! Вы — настоящий ученый, исследователь, и человек с широкой душой и чутким сердцем! Вы помогаете людям стать уверенными в себе и счастливыми! Здоровья Вам и
вдохновения!

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

От всей души поздравляю Вас с Юбилеем! Желаю Вам крепчайшего здоровья, благополучия и светлых людей вокруг Вас! Спасибо Вам за то, что Вы возвращаете нам самих себя.

Лилия Зиновьевна!

Не передать словами того уважения, которое мы все к вам испытываем. Да, пожалуй, я скажу за всех, потому что вы не можете вызвать в человеке чего-то другого. Если светильник поставить под сосудом, то он не будет светить людям. А вы светите людям. Делаете людей счастливыми. Не буду писать здесь много слов благодарности. Я просто совершенно искренне желаю вам всего самого хорошего.

Уважаемая Лилия Зиновьевна!

От всей души поздравляю Вас с юбилеем. Вы – гениальный человек. Спасибо Вам за всё. Желаю Вам здоровья, и чтобы всё было хорошо!

Dzien dobry Pani Profesor,

prosze o przeslanie dokladnych danych Pani oraz Meza, potrzebnych do
uzyskania zaproszenia i wizy. Planowany termin otwarcia osrodka 7 maja
2010 r. Prosze o podanie na jaki adres wyslac Pani Profesor zaproszenie.
Pozdrawiam serdecznie i pilnie czekam na wiadomosc.

Это может быть вам интересно

Мы находимся в 15-ти минутах пешком от метро Бабушкинская.

г. Москва, ул. Осташковская д.9, корп. 5, помещение 5
Схема проезда

Телефон:
+7 (926) 220-73-73
+7 (929) 588-12-38

[email protected]
Соколова Марина Борисовна
логопед для взрослых и подростков от 14 лет

[email protected]
Ракитина Анна Эдуардовна
логопед для детей

[email protected]
Тинина Татьяна Алексеевна
администратор

© 2007 — 2019 Речевой центр Арлилия. Все права защищены.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины > Методические рекомендации к проведению лабораторных занятий тема по порядку

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендованная литература

Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия. Заикание. — М., 2003.

Логопедия. Заикание: Хрестоматия / Сост. Л.И.Бедякова, Е.А.Дьякова- М.: Владос, 2003.

Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 680 с. С. 389-438.

Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С.Волковой: В 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. IV: Алалия. Афазия. – 480 с.

Ознакомьтесь так же:  Неврозы личности

Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактичесике основы логопедического воздействия. — М.: Владос, 2003.

Арутюнян (Андронова) Л.3. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. — М.: МОИУУ, 1990. — 167 с.

Арутюнян Л.3. Основные положения комплексной методики устойчивой нормализации речи при заикании //Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

Белякова Л.И., Лубенская А.И. Прием угашения страха речи у больных, страдающих заиканием //Дефектология. 1975. N 3. — С.86-89.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиоло­гии активности. — М., 1949.

Буянов М.И. Заикание у подростков.

Власова Н.А., Беккер К.-П. (ред.) Заикание. — М., 1978.

Волкова Г.А. Взаимоотношение в семье заикающегося ре­бенка //Заикание: проблемы теории и практики. — М., 1992.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игре.

Данилов И.В., Черепанов И.М. Патофизиология логоневрозов. Л.: Медицина, 1970.

Драпкин Б.Э. Психотерапия в комплексном лечении заика­ния у подростков //Клиника и терапия заикания. — М., 1992.

Жинкин Н.И. Механизмы заикания //Вопросы патологии ре­чи. — Харьков: ЦНИПИ. 1959. т.XXXII.

Левина Р.Е. К проблеме заикания у детей //Дефектология. 1969. N 3. — С.9-17.

Левина Р.Е. Заикание у детей //Преодоление заикания у довкольников. — М., 1975.

Лубенская А.И. Аутогенная тренировка в системе логопе­дических занятий со взрослыми заикающимися. Автореф. канд.дис. -М., 1974. — 33 с.

Ляпидевский С.С. Некоторые вопросы этиологии, патогене­за и терапии заикания //Ученые записки МГПИ им.В.И.Ленина. — М., 1960, 8. — С.195-208.

Миронова С.А. Обследование заикающихся школьников //Дошкольное воспитание. 1979. N 8.

Миссуловин Л.Я. Лечение заикания. — Л., 1988.

Некрасова Ю.Б., Горбова А.В., Рау Е.й. К проблеме диаг­ностики и прогноза состояния больных, страдающих заиканием //Но­вые исследования в психологии. — М., 1981, N 1. — С.85-93.

Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушениями речевого общения //Вопросы психологии. 1991. N 5. — С. 123-129.

Неткачев Г.Д. Заикание, его сущность и лечение у детей и взрослых. — М., 1909.

Неткачев Н.Г. Клиника и психотерапия заикания. — М., 1913.

Оганесян Е.В., Белякова Л.И. Обоснование принципов диф­ференциального применения логопедической ритмики в работе со взрослыми заикающимися //Дефектология. 1982. N 1.

Оганесян Е.В. Анализ взаимосвязи некоторых сторон мото-рики и речи взрослых заикающихся //Дефектология. 1983. N 3.

Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 400 с.

Саитбаева Э.Р. Психолингвистический анализ связной речи заикающихся дошкольников с нормой //Заикание, проблемы теории и практики. — М., 1992.

Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. — М.: Владос, 1994.

Сикорский И.А. О заикании. — Киев, 1889.

Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л.С.Волковой и В.И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с.: илл.

Чевелева Н.А. К вопросу о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1977. N 1. — С.20-23.

Чевелева Н.А. Родителям о заикании у детей //Дефектоло­гия. 1978. N 1.

Чевелева Н.А. Логопедическое обследование заикающихся детей //Исправление заикания у школьников в процессе обучения. М., 1982.

Шкловский В.М. Заикание. — М., 1994.

Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобра-вовательной школы. — М., 1980.

Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заи­канием //Методы обследования нарушений речи у детей. — М., 1982.

7. Содержание итогового и промежуточного контроля

7.1. Вопросы для контрольных работ (для заочного отделения)

Коррекция заикания у дошкольников и младших школьников по методике Н.А. Власовой и Е.Ф. Рау; Г.А. Волковой; В.И. Селиверстова; И.Г. Выготской; Е.А. Пеллингер; Л.П. Успенской; Н.А. Чевелёвой; С.А. Мироновой , А.В. Ястребовой, А.И. Богомоловой ( 2 методики по выбору).

Коррекция заикания у подростков и взрослых по методике Н.Н. Асатиани, М.И. Буянова, В.М. Шкловского, Л.З. Андроновой, Ю.Б. Некрасовой (2 методики по выбору).

Система упражнений по снятию мышечных зажимов (по работам И.Г.Выготской, Е.А.Пеллингер, Л.П.Успенской, А.И.Лубенской).

Система упражнений по формированию речевого дыхания у подростков и взрослых.

Система упражнений для работы над голосом у заикающих.

План анализа методик преодоления заикания (вопросы 1 и 2)

Понятие заикания с точки зрения автора методики.

Этапы методики, краткая характеристика этапов.

Способ снятия судороги.

Сочетание психотерапевтического и педагогического направлений в ходе реализации методики.

План ответа на вопрос 3

Упражнения по снятию общего мышечного напряжения.

Упражнения по снятию напряжения мышц ног, рук.

Упражнения по снятию напряжения мышц плечевого пояса и шеи.

Упражнения по снятию напряжения мышц артикуляционного аппарата.

7.2. Контрольно-измерительные материалы для промежуточной аттестации

Данные контрольно-измерительные материалы составлены с целью осуществления промежуточного контроля знаний студентов по дисциплине. В соответствии с целями проводимого контроля в тест включены задания, выполнение которых отражает владение студентами основным понятийным аппаратом данной дисциплины, а также демонстрирует уровень теоретического освоения общих вопросов данного нарушения.

Для проведения промежуточной аттестации по теме «Нарушения темпа речи и методы их коррекции»

Содержит 18 тестовых задания.

Среднее время выполнения: тридцать минут.

Правила оценки знаний:

«отлично» — 18 – 14 баллов

«хорошо» — 13 — 10 баллов

«удовлетворительно» — 9 – 5 баллов

«неудовлетворительно» — 4 – 0 баллов

Каким термином в науке обозначается патологически ускоренный темп речи без выраженных нарушений лексико-грамматического оформления фразы?

А) брадилалия Б) тахилалия В) полтерн Г) баттаризм

Каким термином обозначается патологически замедленный темп речи?

А) тахилалия Б) полтерн В) брадилалия Г) баттаризм

При каком расстройстве нарушения темпа речи сочетаются с ошибками лексико-грамматического и фонетического характера?

А) тахилалия В) брадилалия Г) баттаризм Б) полтерн

При каком расстройстве нарушение темпа речи проявляется в запинках, спотыканиях, паузах и сочетается с ошибками лексико-грамматического характера?

А) брадилалия Б) тахилалия В) полтерн Г) баттаризм

Каков темп речи при баттаризме и полтерне?

А) замедленный Б) ускоренный

Каков ведущий механизм тахилалии?

А) патологическое преобладание возбуждения над торможением

Б) патологическое преобладание торможения над возбуждением

Верно ли что ведущим механизмом брадилалии является патологическое преобладание возбуждения над торможением?

Верно ли, что тахилалия встречается у флегматичных, медлительных, вялых людей?

Какие из перечисленных речевых симптомов встречаются при брадилалии?

А) очень быстрый темп речи с проглатыванием окончаний и слогов

Б) замедленный темп внешней речи и процесса порождения речевого высказывания

В) смазная артикуляция звуков

Г) пропуски, перестановки слогов, искажение структуры предложения

Д) замедление процессов чтения и письма

Е) монотонный, немодулированный голос, может быть с носовым оттенком

Какие из перечисленных речевых симптомов встречаются при тахилалии?

А) очень быстрый темп речи с проглатыванием окончаний и слогов

Б) замедленный темп внешней речи и процесса порождения речевого высказывания

В) повторы, пропуски, перестановки звуков, слогов, слов

Г) скандированная речь

Д) ускоренный темп внешней речи и процесса порождения речевого высказывания

Е) искажения структуры предложения

Какие речевые симптомы наблюдаются при баттаризме?

А) быстрый темп речи

Б) медленный темп речи

В) скандированная речь

Г) повторы, пропуски, вставки слов, не связанные со смыслом фразы

Д) лексико-грамматические нарушения

е) нарушение буквенного состава слов, литеральные парафазии

Какие речевые симптомы наблюдаются при полтерне?

А) медленный темп речи

Б) быстрый темп речи

В) в речи спотыкания, необоснованные паузы, запинки

Г) длительные паузы между словами, растягивание звуков

Д) лексико-грамматические нарушения

13.Какова неречевая симптоматика брадилалии?

А) вялые, медленные, плохо координированные движения

Б) быстрые, стремительные движения, гиперактивность

В) склонность к стереотипным движениям, персеверациям

Г) замедление и расстройство процессов внимания, памяти, мышления

Д) нарушения поведения: вспыльчивость, гиперактивность, возбудимость

Какова неречевая симптоматика тахилалии и ее видов?

А) склонность к стереотипным движениям, персеверациям

Б) гиперактивность, быстрые ходьба, бег

В) замедление и расстройство процессов внимания, памяти, мышления

Г) вегетативные реакции во время речи: покраснение лица, повышенное потоотделение

Д) неустойчивость и быстрая переключаемость внимания, недостаточный объем зрительной, слуховой, моторной памяти, мышление опережает артикуляционные возможности

Каковы задачи логоработы по преодолению брадилалии?

А) восстановление быстрых и четких речевых движений и речевых реакций

Б) формирование медленного, ритмичного чтения

В) увеличение темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

Г) замедление темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

Д) воспитание выразительности речи, коррекция просодики

Каковы задачи логоработы по преодолению тахилалии?

А) восстановление быстрых и четких речевых движений и речевых реакций

Б) воспитание медленного, плавного, ритмичного дыхания и голосообразования

В) увеличение темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

Г) замедление темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

Д) развитие слухового внимания и контроля над речью

Каковы задачи логоработы по преодолению баттаризма и полтерна?

А) формирование понятий, семантических полей слов

Б) увеличение темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

В) формирование навыка грамматически правильного построения фразы

Г) развитие речевого мышления

Д) замедление темпов общемоторных движений, внутренней и внешней речи, чтения и письма

Какие нарушения темпа речи предрасполагают к возникновению заикания?

А) тахилалия Б) брадилалия В) полтерн Г) баттаризм

Для проведения промежуточной аттестации по курсу “Заикание”

Содержит 8 вариантов выполнения заданий. Каждый вариант включает 10 вопросов.

Форма заданий: развернутый ответ или краткий ответ.

Уровень сложности: выявление репродуктивных знаний студентов.

Среднее время выполнения одного варианта: сорок минут.

Перечень проверяемых элементов: теоретические знания и практические умения.

Правила оценки знаний: трехбалльная система по каждому вопросу.

0 баллов – полностью не раскрыл содержание вопроса;

балл – частично раскрыл содержание вопроса;

балла — полностью раскрыл содержание вопроса.

Максимальное количество баллов: 20 баллов.

Правила оценки знаний:

«отлично» — 20 – 15 баллов

«хорошо» — 14 — 10 баллов

«удовлетворительно» — 9 – 5 баллов

«неудовлетворительно» — 4 – 0 баллов

Дать определение заикания по клинико-педагогической классификации.

Опишите вариант возникновения судороги на здоровом детском мозге (по Л.З. Андроновой).

Перечислите эндогенные факторы, приводящие к заиканию.

Опишите типы речевых судорог.

Что такое эмболофразии?

Чем характеризуется волнообразный тип течения заикания?

Опишите специфику речевого онтогенеза при неврозоподобном заикании.

Время и характер возникновения невротического заикания.

Какова роль психотерапевтического воздействия при лечении заикающихся подростков и взрослых по методике М.И. Буянова?

Теоретическое обоснование методики устойчивой нормализации речи заикающихся Л.З. Андроновой.

About the Author: admin